«Детские музыкальные инструменты в мире дошкольника»
05.02.2025
Познание Мира
через звук, когда вокруг тебя Музыка и когда ты сам творишь Музыку, - что может
быть увлекательнее и прекраснее.
Ребенок «входит в
музыку» через занимательные коллективные игры, связанные с ритмическими
упражнениями, музицированием на шумовых инструментах, пением. Детские шумовые
инструменты можно использовать очень широко и разнообразно. Все, что может
показаться забавой, развлечением, в действительности подчинено строго
запрограммированному педагогическому замыслу. Играя в игру, дети незаметно для
себя усваивают основы сольфеджио, даже не подозревая о существовании сложности
ритма и метра. Дети выстукивают на музыкальных инструментах ритмические
рисунки, небольшие песенки, импровизируют. И все это – игра, в которой ребенок
участвует, творчески создавая, а не подражая. Используя в играх шумовые
музыкальные инструменты, дети учатся сопоставлять, сравнивать звуки, услышанные
в жизни, в том числе и звуки, составляющие ту или иную музыкальную интонацию,
учатся моделировать художественный образ музыкального произведения.
Экспериментируя со звуками, ребенок начинает по-иному воспринимать окружающий
мир. Благодаря игре на самодельных музыкальных инструментах малыши
раскрепощаются, легче вступают в контакт с другими детьми и взрослыми, гораздо
смелее выходят выступать при большом количестве зрителей. Таким образом,
привлекая детей к игре на детских шумовых инструментах, мы открываем перед ними
прекрасный мир звуков, развиваем стремление к сотворчеству, обогащая мир
каждого ребенка. При помощи детских музыкальных инструментов развиваются
музыкальные способности и творческие способности детей, воспитываются чувство
ансамбля, формируется слуховой контроль.
Интенсивное
изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического процесса
во все сферы деятельности, диктуют педагогу необходимость выбирать более
эффективные средства обучения и воспитания. Большая наполняемость групп, 3-5
минут отведенные по программному содержанию не дают возможности каждому ребенку
поиграть на инструменте, поучаствовать в оркестре во время занятия. А детям
необходимо создать условия для творчества и развития музыкальных способностей,
эти причины и побудили меня использовать детские музыкальные инструменты во
всех видах музыкальной деятельности дошкольников. В процессе работы я убедилась
в том, что детям петь, танцевать, играть, используя бубен, металлофон, барабан,
ложки, интереснее, познавательнее, продуктивнее. Программный репертуар
осваивается детьми успешнее и с большим удовольствием.
Система моей работы
строится на следующих принципах:
От простого к
сложному. (знакомство с инструментами с 1 младшей группы)Наглядности
(выражается в том, что у детей больше развита наглядно-образная память, чем
словесно-логическая) в младшем возрасте показ, иллюстрации, картинки.
Творчество
(максимальная ориентация на творческое начало, приобретение детьми собственного
опыта) представление возможности выбора инструмента, импровизации (придумай,
сочини)
Целостное
представление о мире музыки (личностное отношение к полученным знаниям и
навыкам, умение их применять в практической деятельности.
При использовании
детских музыкальных инструментов важно, чтобы музыкальный инструмент не мешал
движению, пению, а наоборот способствовать их усвоению. Инструмент доложен
иметь маленький вес и удобно располагаться в руке. Лучше использовать
инструменты погремушки бубны палочки шумовые маленькие коробочки, кастаньеты,
ложки и др… При исполнении танцев, хороводов, упражнений возможно применение
следующих способов использования:
Чередование игры на
музыкальных инструментах и движений (игра на ложках –пружинка, игра на ложках –
поворот, игра – легкий бег) и др.
Совмещение игры на
музыкальном инструменте и движений (приставной шаг + игра, кружение + игра) и
др.
Игра на музыкальных
инструментах является важным средством для активизации музыкальной памяти и
фантазии, для развития творческого воображения и творческой деятельности детей
дошкольников. Как говорил Л.Н. Толстой «Музыка – высшее в мире искусство» и мы,
педагоги, призваны помочь детям войти в мир Музыки, понять её законы,
приобщиться к её таинствам. Процесс этот бесконечен, как бесконечно и
безгранично все музыкальное творчество. Важно его начать, дать ребенку
почувствовать, что волшебный мир музыки может принести ему радость, стать
понятным и близким.