Занятие по развитию речи с использованием элементов театрализованной деятельности «Друзья познаются в беде».
07.09.2020
Цель:
·
Развитие речи посредством театрализованной
деятельности. Коррекционно-образовательные цели:
·
совершенствовать монологическую и диалогическую форму речи,
·
обогащать словарный запас детей;
·
учить подбирать прилагательные к существительным,
·
упражнять в умении образовывать притяжательные прилагательные;
·
упражнять в подборе слов - антонимов;
·
добиваться внятного и чёткого произнесения слов и фраз
·
упражнять в развитие мимических мышц, дыхания,
эмоциональной сферы;
·
упражнять воображения и ассоциативно-образного
мышления; Коррекционно-развивающие:
·
Развивать интонационную выразительность речи.
·
развивать слуховое внимание, восприятие,
·
развивать мелкую моторику рук.
·
Работать над развитием мимических мышц, речевого
дыхания. Коррекционно-воспитательные:
·
воспитывать чувство сопереживания, сочувствия,
дружеских взаимоотношений.
Предварительная работа:
·
Знакомство со сказкой «Заюшкина избушка»; с персонажами сказки;
·
Обогащение словаря словами «ледяная», «лубяная», «клочки»,
«закоулочки» Оборудование:
·
шапочки зверей: лиса, заяц, петух, медведь, волк, собака;
·
макеты домиков (лубяной и ледяной), музыка, сундучок (заячий и
лисий хвостики), карточки с
изображений эмоций «грусть» , «злость»,
«радость», удивление.
Ход занятия
1. Орг. момент.
Дети
приветствуют гостей, садятся вокруг одного общего стола. Воспитатель говорит о
том, что когда приходят гости, то хорошие хозяева должны придумать что-нибудь
интересное, чтобы развлечь их. Предлагает детям
разыгрывать
сказку. А какую сказку вы будете разыгрывать, узнаете, отгадав загадку:
"Снежный
терем у лисицы Убежал весной водицей,
К зайке
попросилась в дом Да и выгнала потом".
Ответы детей: - сказка «Заюшкина избушка».
Воспитатель. Правильно, это
русская народная сказка «Заюшкина избушка».
2.
Пальчиковая гимнастика.
- Давайте,
вспомним героев в этой сказке и покажем их пальчиками. Заяц, лиса, собаки,
волк, медведь, петух.
- Но прежде
чем начать показывать сказку, мы как настоящие артисты должны подготовиться.
3.
Артикуляционная гимнастика.
(упражнения на развитие дыхания
и мимику)
1. «Зайчик» - (Зайчик фырчит,
из-за кустика глядит)
- Поднять
верхнюю губу, обнажая только верхние зубы. На звуке (Ф) - тихий, резкий выдох.
2.
«Мишка - ревун» - (Мишка ревёт, ребяток зовёт)
- Оттянуть
вниз нижнюю губу, обнажая только нижние зубы. Выдох на звуке (Ы) нижней диафрагмой.
3.
«Лисичка улыбается» - (Лисичка улыбается, ротик открывается)
-
Одновременно поднять вверх оба уголка
рта.
Длинный, высокий, протяжный звук
(И).
4. «Сердитая
собака» - (Сердитая собачка сидит на цепи, не лает, не кусает, а только рычит)
- Покусать
сначала верхними зубами нижнюю губу, затем нижними зубами верхнюю губу. Выдох
сильный, резкий на звуке (В).
5. «Петушок»
-: Кукарекают на (О) (Петя- петушок, сел на шесток, разинул роток О-О-О-О................. ).
- Открыть рот
овалом на звуке (О) в высоком регистре пропеть на одном дыхании.
4.
Вспомним сказку.
Беседа по содержанию. (дети дают
полные, развёрнутые ответы)
-
Что случилось с зайчиком в этой сказке?
(лиса попросилась к зайчику
погреться, а потом его выгнала)
- Какая у
зайчика в сказке была избушка? (У зайчика была лубяная избушка).
- А что
значит лубяная? (деревянная)
- А у лисы
какая избушка? (Ледяная)
- Почему у
лисы растаяла избушка? (Стало тепло)
- А какая
лиса была в этой сказке? (Лиса очень хитрая, коварная, злая)
-
Как лиса зверей пугала?
(как выскочу, как выпрыгну,
пойдут клочки по закоулочкам)
- Кто лису не
испугался и помог зайчишке прогнать лису? (петушок)
-
Каким был петушок?
(смелым, храбрым, уверенным,
решительным).
-
Что можно сказать о зайце? Какой он?
(добрый, беззащитный, слабый,
трусливый, боязливый, нерешительный)
- Как скажем
про него теми же словами только ласково? (добренький, слабенький и т.д.)
-
А какие слова он говорил?
(несу косу на плечах, хочу лису
посечи)
- Какими
оказались собака, волк, медведь? (трусливыми)
- А что было
бы, если бы петушок не прогнал лису? (Беда ...)
- Что
победило в сказке - добро или зло? (Добро)
-
Чему учит нас эта сказка?
(Не завидуй другим. Друзья
всегда придут на помощь в трудную минуту.)
5. Игра «Скажи наоборот» (закрепление антонимов).
Воспитатель: - Лиса выгнала
зайца. Зайчик плачет, а лиса ... (Смеётся).
-
Собака трусливая, а петух.... (Смелый).
-
Зимой было холодно, а весной.... (Тепло).
-
Зайчик маленький, а медведь... (Большой).
-
Весна пришла, а зима... (Ушла).
6.
Игровое упражнение на мимику "Покажи настроение".
Воспитатель:
"Бывает,
без сомнения, Разное настроение,
Его
попробуй показать, Его попробуй угадать".
Воспитатель
показывает детям пиктограммы с разными эмоциями. Дети называют эмоцию и
показывают.
- Ребята,
скажите какое было настроение у зайчика и лисички, когда они построили себе
домики? Покажите радость. (дети изображают радость)
- Какое
чувство испытала лиса, когда вдруг ее домик стал таять? (удивление, испуг).
- Каким стало
настроение у зайчика, когда лиса его выгнала из домика? (грустное). (У
грустного зайчика поникшая голова, сведенные брови, опущенные уголки губ).
- Какое
чувство испытывала лиса, когда гнала зайчика из его домика? (злость). (У лисы
сердитая мордочка, нахмуренные брови. Она сердито машет кулаками и топает ногами.)
7. Игровое Упражнение "Скажи как ... " (на
интонационную выразительность речи)
Воспитатель.
-
Дети, давайте, попробуем сказать грустно, как зайчик:
- «Как же мне
не плакать, была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная; пришла весна избушка
у лисы растаяла, попросилась она ко мне погреться и меня и выгнала »;
- Хитро,
коварно как лиса: - «Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам».
(Дети повторяют за воспитателем.)
- Грубо,
медленно, как медведь: - «О чем заинька плачешь, пойдем, я ее выгоню»;
- Смело,
громко как петух - «Кукареку, несу косу на плечи, хочу лису посечи, поди лиса вон».
Дети повторяют за воспитателем.
8.
Дидактическая игра «Чьи хвосты?»
Сюрпризный момент: волшебный
сундучок.
-
Ребята, посмотрите, что же здесь интересное лежит? (хвостики).
- Чьи они?
(это заячий хвостик, лисий хвостик, волчий, медвежий, петушиный)
(Дети проговаривают по очереди,
чьи хвосты).
Игровые упражнения на имитацию
движений героев сказки.
Воспитатель: я
по очереди буду дотрагиваться хвостиком руки ребенка и кого задел хвостик, тот
ребенок и превращается в этого сказочного
персонажа.
(Дети изображают движения
зверей, стараясь передать характер героев.)
-
Молодцы! Все с заданием справились. А теперь давайте с вами поиграем.
9. Физминутка (игра в парах «Заюшкина избушка»).
(дети стоят напротив друг друга)
Зайка наш в
избушке жил (руки над головой, пальцы соединены между собой в виде домика)
Никогда он не
тужил (головой поворачивают из стороны в сторону) Песню весело он пел (кивают
головой)
И на дудочке
дудел ( имитация игры на дудочке) Но лисичка постучала (стучат кулачком о
кулачок) Зайца нашего прогнала (хлопают в ладоши).
Теперь зайчишка грустный ходит
(кружатся).
Себе он места не находит
(вздыхают, и разводит руки в стороны)
И собака, и
медведь (виляют «хвостиком», затем качаются из стороны в сторону)
К зайцу нашему
подходят (подходят друг к другу), И ни с чем они уходят ( расходятся).
Лишь
единственный петух
Зайцу нашему помог (машут
руками вверх-вниз).
И теперь живут в
дому (руки над головой, пальцы соединены между собой в виде домика)
Припеваючи, в ладу (обнимают
друг друга).
-
Ну, молодцы, вот мы и вспомнили эту сказку.
-
А теперь хотите её показать нашим гостям?
-
Надевайте шапочки персонажей. Воспитатель надевает платок (сказочница).
10. Драматизация
сказки «Заюшкина избушка».
Сказочница:
В мире много
сказок Грустных и смешных. И прожить на свете Нам нельзя без них.
Сказка в
двери к нам стучится Скажем сказке: - «Заходи».
(Выходят лиса и заяц Под русскую народную песню.) .. Сказочница:
У лесочка на опушке
В лубяной своей
избушке Мирно Заяц жил косой Рядом с рыжею Лисой.
Но ленивая Лисица
Не желала потрудиться-
Дом построить
лубяной, А вселилась в ледяной.
Лиса (лиса
дразнит зайца): - У меня избушка светлая, а у тебя темная! У меня светлая, а у
тебя - темная!
Заходит Весна (взрослый)
Звучит песня
«Веснянка» в исполнении фольклорного ансамбля. Весна:
Теплыми шагами по земле пройду,
Солнышко
лучистое к вам я приведу, Защебечут птицы, зазвенят ручьи, Радость и веселье,
все для детворы.
Весна снимает снежное покрывало
(платки) и снежинки с деревьев,
разбрасывает
цветы. Танцует с лисой и зайчиком. В это время сказочница раскладывает цветы,
траву. Весна уходит и забирает с собой ледяной домик.
Сказочница:
И весною лёд
растаял Ледяной избы не стало. Стала хитрая Лисица
К Заюшке на печь проситься.
Лиса
: Пусти меня, заюшка, к себе жить! Заяц: Нет, не пущу: зачем дразнилась?
Сказочница:
Стала
лиса прощение просить, обещать, что больше не будет. Лиса: Зайчик, прости меня
я больше не буду дразниться.
Сказочница:
Не успела Лиса
войти в избушку, как тут же стала гнать бедного Зайца. Лиса: Уходи прочь,
Косой! - (Лиса бросает Зайцу узелок с вещами;)
Сказочница:
Прогнала Лиса Зайца,
Сел он на пенёк и заплакал.
Идёт мимо
собака. (музыкальное сопровождение) Собака: Гав, гав, гав. О чём Заяц плачешь?
Заяц: Была у
Лисы избушка ледяная, а у меня - лубяная. Пришла весна, избушка у Лисы растаяла,
попросилась она ко мне жить, да меня же и выгнала.
Собака: Не
плачь, Заинька! Я её выгоню. Сказочница:
Подошла
Собака к избушке и стала гнать Лису. Собака: Поди, Лиса, вон из заячьей
избушки.
Сказочница: - А Лиса Собаку ничуть не испугалась.
Лиса (в окошке):
Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам! Сказочница: -
Испугалась Собака и убежала.
Идёт мимо
Волк... (музык сопровождение Волк) Волк: У-у-у О чём Заяц плачешь?
Заяц: Была у
Лисы избушка ледяная, а у меня – лубяная. Пришла весна, избушка у Лисы
растаяла, попросилась она ко мне жить, да меня же и выгнала
Волк: Не плачь,
Заинька Я её выгоню. Сказочница:
- Подошёл Волк к избушке и стал гнать Лису. Волк:. Поди, Лиса, вон из
заячьей избушки.
Сказочница:
А Лиса ничуть не испугалась
Волка
Лиса (в окошке ): Как выскочу,
как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам
Сказочница:
-
Испугался Волк и в лес убежал
Идет
мимо Медведь (музыкальное сопровождение) Медведь (участливо): О чём, Заяц,
плачешь?
Заяц: Меня
Лиса выгнала из собственного дома Медведь (важно): Не плачь, Зайчик, я её
выгоню Сказочница:
Подошёл Медведь
к избушке и стал гнать Лису Медведь (рычит): Р-р-р Поди, Лиса, вон! Немедленно!
Сказочница:. А Лиса ничуть не испугалась
Лиса (в окошке):
Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам! Сказочница:
-
Испугался Медведь и в лес убежал
-
Идет мимо петух (музык сопровождение.)
Петух
(гордо, важно):... Ку- ка-ре-ку! О чём Заяц плачешь? Заяц: Как мне не плакать?
Лиса меня из дома выгнала.
Петух: Я её
сейчас выгоню. Сказочница:
-
Подошёл Петух к избушке и стал гнать
Лису.
Петух:
Ку-ка-ре-ку! Несу косу на плечах, хочу Лису посечи! Поди, Лиса, вон! Лиса: Шубу
надеваю.
Петух:
Ку-ка-ре-ку! Несу косу на плечах, хочу Лису посечи! Ступай, Лиса, вон!
Сказочница:
- Лиса
испугалась и в лес убежала. И стали Заяц и Петух жить, да поживать в Зайкиной избушке.
Сказочница:
Вот он Петя
Петушок, золотой гребешок, Зайке нашему помог,
От Лисицы
уберег! Он и смелый, и певец,
В общем, Петя
молодец! Будет с зайкой он дружить, И в домишке дружно жить! Выходят все звери.
Лиса: Звери вы
меня простите! Я больше не буду зайчишку обижать, буду с ними дружить. (Лиса
обнимает зайчишку)
Сказочница:
Звери лисичку простили и стали вместе жить и крепко дружить. Дети:
Всем
советуем дружить Ссориться не смейте
Без друзей
нам не прожить Ни за что на свете ..
Сказочница:
Вот и сказочке конец,
А кто смотрел и слушал -
молодец!
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 07.09.2020
Дата обновления: 14.09.2020
Дата публикации: 07.09.2020