Артикуляционная гимнастика как основа правильного звукопроизношения.
14.09.2020
К
четырем-пяти годам ребенок с нормальным речевым развитием владеет четким
произношением всех звуков родной речи. Но у многих детей этот процесс
задерживается.
Всем
известно, что письмо формируется на основе устной речи, поэтому нарушение
звукопроизношения у ребёнка может в дальнейшем привести его к ошибкам на
письме. Ребёнок как произносит, так и пишет. Чтобы малыш научился произносить
сложные звуки (свистящие, шипящие, сонорные и аффрикаты) - его губы, язык и
мягкое нёбо должны быть сильными и подвижными. А так как все речевые органы
состоят из мышц, то их можно тренировать, как и мышцы рук, ног, спины и т. д.
Всему этому поможет научиться артикуляционная гимнастика.
Артикуляционная
гимнастика — специальные упражнения для тренировки мышц речевого аппарата (губ,
языка, нижней челюсти, щёк, необходимые для правильного звукопроизношения.
Для
дошкольников артикуляционная гимнастика полезна не только для борьбы с речевыми
нарушениями, но и для их профилактики. Заниматься такой гимнастикой можно уже в
возрасте двух-трёх лет, чтобы ребёнок как можно раньше научился правильно
произносить звуки и слова. Даже, если ваш ребенок ещё не говорит, то
специальные упражнения помогут укрепить мышцы органов речи и подготовят речевой
аппарат для чистого звукопроизношения. Специальные упражнения также полезны
детям с правильным, но невнятным звукопроизношением, про которых говорят, что у
них «каша во рту».
Рекомендации
к проведению артикуляционной гимнастики.
•
Сначала упражнения выполняются медленно и обязательно перед зеркалом, так как
ребенку необходим зрительный контроль. После того как малыш научится хорошо
делать движения, зеркало уже не обязательно использовать.
•
Взрослый должен показывать ребенку, как правильно выполнять упражнения. Для
этого, уважаемые родители, вам необходимо самим научиться их выполнять.
•
Проводить упражнения нужно систематически каждый день, лучше всего 2 раза в
день (утром и вечером) в течение 5-7 минут.
•
Хорошо, если вы будете спрашивать у ребёнка: Что делают губы? Что делают зубы?
Что делает язычок? Где он находится (вверху или внизу?
•
При выполнении упражнений следите за тем, чтобы у ребенка работали только мышцы
речевого аппарата. Ребенок не должен делать лишних движений - округлять глаза,
морщить лоб, поднимать плечи.
•
Если у ребенка, какое-то движение не получается хорошо с первого раза, то не
добивайтесь точности, пусть выполняет его приблизительно. Со временем, по мере
тренировки, действия будут точными и правильными.
•
Когда ребёнок научится удерживать положение языка некоторое время без
изменений, то упражнения можно выполнять в более быстром темпе, под счёт или
секундомер (10-20 секунд).
•
Занятия лучше всего проводить в игровой форме, ведь это основная деятельность
ребёнка. Можно привлечь любимую игрушку: «Покажи мишке, как правильно выполнять
гимнастику для язычка! ».
•
Если у ребенка несмотря на Ваши старания всё равно не получаются упражнения,
язык во время занятий дрожит, синеет или отклоняется в сторону и малыш не может
удержать нужное положение языка даже короткое время, то обязательно обратитесь
к логопеду. Возможно, понадобится помощь и врача-невролога.
Основной
комплекс артикуляционной гимнастики
1.
Упражнение «Заборчик»
Улыбнуться
без напряжения, чтобы были видны сомкнутые верхние и нижние зубы. Удерживать
5-10 секунд.
Зубы
ровно мы смыкаем
И
заборчик получаем.
2.
Упражнение «Хоботок»
Вытянуть
губы вперёд трубочкой, как бы беззвучно произнося звук у. Удерживать 5-10
секунд.
Подражаю
я слону - губы хоботом тяну.
3.
Упражнение «Оладушки»
Широкий
язык высунуть, положить на нижнюю губу, расслабить.
Удерживать
10-15 секунд.
Напекла
нам бабушка вкусные оладушки.
4.
Упражнение «Иголочка»
Рот
открыть. Язык высунуть далеко вперед, напрячь и сделать его узким. Удерживать
10-15 секунд.
Язычок
вперёд тяну, подойдёшь, и уколю.
5.
Упражнение «Часики»
Рот
приоткрыть. Губы растянуть в улыбку. Кончиком узкого языка тянуться
попеременно, то к правому, то к левому уголкам рта в медленном темпе. Выполнять
10-15 раз.
Тик-так,
тик-так, ходят часики вот так.
6.
Упражнение «Горка»
Рот
открыть. Кончик языка упереть в нижние передние зубы, при этом спинку языка
прогнуть вверх. Удерживать 5-10 секунд.
Вот
так горка, что за чудо!
Выгнулся
язык упруго:
Кончик
языка в зубки упирается,
Спинку
выгибаем — горка получается.
7.
Упражнение «Вкусное варенье»
Рот
открыть. Губы в улыбке. Широким передним краем языка облизать верхнюю губу,
делая движения языком сверху вниз, затем втянуть язык в рот, к центру неба.
Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не
«подсаживала» язык наверх – она должна быть неподвижной (можно придерживать её
пальцем). Выполнять 10-15 раз.
Ох,
какое объеденье!
Очень
вкусное варенье!
8.
Упражнение «Чашечка»
Рот
широко раскрыть. Боковые края и кончик языка поднять, среднюю часть спинки
языка опустить, прогнуть к низу. Потянуться к верхним зубам, но не касаться их.
Удерживать язык в таком положении 10-15 секунд.
Тогда
не зевай!
Рот
открывай,
Чашку
доставай.
9.
Упражнение «Качели»
Высунуть
узкий язык. Тянуть его попеременно, то к носу, то к подбородку. Рот при этом не
закрывать. Выполнять 10-15 раз.
На
качелях я качаюсь:
Вверх-вниз,
вверх-вниз.
Высоко
я поднимаюсь,
Опускаюсь
снова вниз.
10.
Упражнение «Маляр»
Рот
открыть. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведём от верхних зубов до
мягкого нёба. Выполнять 10-15 раз.
Пригласили
маляра, потолок белить пора.
Язычок
наш – кисточка, нёбо – потолок.
Белит
нёбо кисточка за мазком, мазок.
11.
Упражнение «Грибок»
Рот
раскрыть. Присосать язык к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттянуть вниз
нижнюю челюсть, растягивая подъязычную связку. Удерживать10-15 секунд.
На
тонкой ножке вырос гриб,
Он
не мал и не велик.
12.
Упражнение «Лошадка»
Присосать
язык к небу, щелкнуть кончиком языка. Щелкать медленно, сильно. Тянуть
подъязычную связку. При этом рот открыт, челюсть не двигается. Выполнять 10-15
раз.
Цок-цок-цок!
Как
лошадки поскакали.
Язычок,
поцокай с нами.
Артикуляционная
гимнастика обязательно должна проводиться
систематично,
каждое из перечисленных движений выполнять нужно медленно и точно, иначе всё
это не имеет смысла.
Правильное
звукопроизношение является одним из основных показателей готовности ребёнка к
школьному обучению, так как чёткое произношение звуков является основой при
обучении письму на начальном этапе.
Уважаемые
родители, предлагаю вам два игровых комплекса артикуляционной гимнастики для
дошкольников:
Первый комплекс упражнений "Утро с котиком Музиком".

Второй комплекс упражнений.


Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 14.09.2020
Дата обновления: 14.09.2020
Дата публикации: 14.09.2020