"Семейные традиции как основа патриотического воспитания детей".
10.04.2025
Семья для ребёнка — это источник
общественного опыта.
Здесь он находит примеры для подражания, здесь проходит его
социальное
рождение.
И, если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»:
детский сад, семья, общественность. (С.В.Глебова).
Важной частью нравственного воспитания является приобщение ребенка к
культуре своего народа. Поскольку у современных родителей все чаще наблюдается
утеря нравственности и патриотичности, отсутствие ценностей, которые можно
передать детям.
Однако же, первые уроки патриотизма ребенок получает в семье. Именно
родители передают детям свое восприятие жизни. В семье закладывается фундамент
патриотизма, зарождается чувство любви к своему родному городу, к малой родине,
к Отечеству. Поэтому родители в первую очередь должны заложить им это чувство.
А начать нужно с самого простого.
Семейные традиции и обычаи помогают взаимодействовать с обществом,
делают сплоченной семью, укрепляют родственные связи, улучшают взаимопонимание.
В основу традиции всегда закладываются ценность семьи, определяющая норму
поведения. Какова же роль семейных традиций в жизни детей:
• Дети гордятся своей семьёй.
• дети ощущают стабильность, ведь традиции будут выполнены не потому, что
так надо, а потому, что так хочется всем членам семьи.
• Детские воспоминания, которые остаются и передаются в следующее
поколение.
Для чего нужны семейные традиции и обычаи?
• Традиция порождает соблюдение обычаев и помогает рождаться тем понятиям,
которые принято называть семейными ценностями.
• Традиции развивают чувство постоянства, единства, учат дружбе,
взаимопониманию, показывают, насколько сильны семейные узы.
• Традиции доставляют удовольствие всем членам
семьи.
Вот пример самых распространенных традиций, какими они бывают и зачем они
нужны.
• Традиция вместе принимать пищу учит нас
общаться, слушать и слышать друг друга не на лету, а на протяжении минимум 20
минут. Стоит выбрать хотя бы один из приемов пищи, когда вся семья в сборе.
• традиция «Совместный с детьми досуг» воспитывает в детях доверие и
интерес к родителям. Совместный отдых способствует и тому, что ребёнок познаёт
мир живой природы, учится относиться к нему бережно, кроме того, это
возможность беседовать, рассуждать о важном наедине или всем вместе.
• Традиция "Составление родословной, память о роде"
Знание своих корней всегда имело большое значение. Составление родового
дерева - то способ осознать преемственность поколений, понять своё место в
мире, почувствовать ответственность перед прошлыми и будущими поколениями.
• Традиция «Семейные праздники»
Обязательные празднования дней рождений (особенно детских, Нового года, 8
марта и т. д. с непременной подготовкой, сюрпризом для виновника, любимыми
вкусностями и желанными гостями.
• Традиция «Походы», «Рыбалка»
Никак нельзя пропускать летний поход с палатками, удочками, бадминтоном,
котелком для каши, ароматным шашлычком и всем остальным, что так любимо всеми
малышами и взрослыми.
Привязанность, любовь, ответственность и желание трудиться на благо семьи –
все это чувства патриотизма. Поэтому воспитывая маленького патриота в семье мы
понимаем, что лучшим уроком будет пример самих родителей. Не на словах только,
а на деле, и любовь обязательно перейдет к детям. Дети, воспитываемые в
традициях доброго отношения, проявляют уважение, сострадание,
доброжелательность не только к членам своей семьи, но и к другим людям,
животным, героям из сказок.
Памятка для родителей
Если вы хотите вырастить достойного человека не говорите плохого о стране,
в котором живете.
2. Рассказывайте ребенку об испытаниях, которые выпали на долю ваших
предков, защищая свою родину.
Знакомьте своего ребенка с историческими и памятными местами своей малой
Родины.
Посещайте музеи, выставки, и культурные заведения.
Оцените каждые позитивные моменты жизни своего ребенка.
Смотрите вместе кинофильмы о героях, прославивших нашу страну.
Праздничные вечера, шествие по парадной площади на праздничный салют – все
это запечатлеется на всю жизнь, вызывает у детей дошкольного возраста особые,
светлые чувства.
Как приобщить детей к нравственно-патриотическому воспитанию?
1.Приучайте ребенка бережно относиться к вещам, игрушкам,
книгам. Объясните ему, что в каждую вещь вложен труд многих людей.
Бережному отношению к книгам, способствуйте развитию интереса к содержанию.
Сходите с ребенком в библиотеку и посмотрите, как там хранят книги. Этот
игровой прием «как в библиотеке» поможет приучить ребенка к бережному отношению
к книге.
2.Дошкольники очень рано начинают проявлять интерес к истории страны, края.
Если в городе есть памятники, организуйте к ним экскурсии и расскажите все, что
вы знаете, о том, как чтят память погибших. По нашей стране и по всему миру
можно совершать увлекательные путешествия по глобусу, картам и фотографиям.
3.Если у ребенка есть строительный материал, можно предложить ему построить
дом. Когда дом построен, поиграйте с ребенком в «новоселье», помогите
разместить кукол, зайчиков, мишек. Посмотрите, прочно ли построен дом, красив
ли, удобен ли для жилья.
4.Воспитывайте у ребенка уважительно-бережное отношение к хлебу.
Понаблюдайте за тем, как привозят и разгружают хлеб. Расскажите, как выращивают
хлеб, сколько труда в него вложено вмести с ребенком посушите остатки хлеба,
сделайте сухарики.
5.Расскажите ребенку о своей работе: что вы делаете, какую пользу приносит
ваш труд людям, Родине. Расскажите, что вам нравится в вашем труде.
6.Возвращаясь с ребенком из детского сада, предложите ему поиграть в игру
«Кто больше заметить интересного?», «Давай рассказывать друг другу, кто больше
заметить интересного по нашей улице. Я вижу, что машины убирают улицу. А
что ты видишь?» игра учит наблюдательности, помогает формировать представления
об окружающем. Дома предложите ребенку нарисовать, что больше всего понравилось.
7.Любовь к Родине — это и любовь к природе родного края. Общение с природой
делает человека более чутким, отзывчивым. Зимой на лыжах, летом на велосипеде
или пешком, полезно отправиться с ребенком в лес, чтобы полюбоваться его
красотой, журчанием ручья, пением птиц. Воспитывая любовь к родному краю, важно
приучать ребенка беречь природу, охранять ее.
Как воспитать маленького патриота?
Содержание патриотического воспитания дошкольников:
Ø приобщение детей к культурному наследию, праздникам, традициям,
народно-прикладному искусству, устному народному творчеству, музыкальному
фольклору, народным играм.
Ø знакомство с семьёй, ее историей, родственниками, семейными традициям,
составление родословной; с детским садом его ребятами, взрослыми, играми,
игрушками, традициями; с городом, селом, его историей, гербом, традициями,
выдающимися горожанами, селянами прошлого и настоящего времени,
достопримечательностями;
Ø проведение целевых наблюдений за состоянием объектов в разные сезоны года,
организация сезонного земледельческого труда в природе, посев цветов, овощей,
посадка кустов, деревьев и другое;
Ø организация творческой, продуктивной, игровой деятельности детей, в которой
ребенок проявляет сочувствие, заботу о человеке, растениях, животных в разные
сезоны года в связи с приспособлением к новым жизненным условиям и ежедневно,
по необходимости.
Для более эффективной работы по воспитанию патриотизма дошкольников необходимы следующие педагогические условия:
ü эвристическая в детском саду и в семье,
ü тесное сотрудничество воспитателей детского сада с членами семьи,
ü подготовленность педагогов и родителей к решению проблем воспитания патриотизма детей.
Эвристическая среда характеризуется насыщенностью положительными эмоциями и является для ребенка полем для проявления творчества, инициативы, самостоятельности.
Тесное сотрудничество воспитателей детского сада с членами семьи выражается в установлении доверительных деловых контактов с семьями воспитанников; обеспечении родителей минимумом психолого-педагогической информации, обучении их способам общения с ребенком; обеспечении регулярного взаимодействия детей, воспитателей и родителей; вовлечении членов семьи в педагогический процесс; создании в детском саду и семье предметной развивающей среды.
Подготовленность педагогов к осуществлению процесса формирования патриотизма предполагает наличие у них соответствующего уровня профессиональной компетентности, профессионального мастерства, а также способности к саморегуляции, самонастрою на решение поставленных задач.
Все вышеизложенные педагогические условия взаимосвязаны и взаимообусловлены.
Если в детстве ребенок испытывал чувство жалости к другому человеку, радость от хорошего поступка, гордость за своих родителей, восхищение от соприкосновения с прекрасным подвигом, он приобрел эмоциональный опыт.
Тем самым будут построены пути для ассоциаций эмоционального характера, а
это является основой, фундаментом более глубоких чувств, условием полноценного
развития человека.
Воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него —
родного дома, улицы, где он живет, детского
v Обращайте внимание ребенка на красоту родного города.
v Во время прогулки расскажите, что находится на вашей улице, поговорите о
значении каждого объекта.
v Дайте представление о работе общественных учреждений: почты, магазина,
библиотеки и т.д. Понаблюдайте за работой сотрудников этих учреждений, отметьте
ценность их труда.
v Вместе с ребенком принимайте участие в труде по благоустройству и
озеленению своего двора.
v Расширяйте собственный кругозор.
v Учите ребенка правильно оценивать свои поступки и поступки других людей.
v Читайте ему книги о родине, ее героях, о традициях, культуре своего народа.
v Поощряйте ребенка за стремление поддерживать порядок, примерное поведение в
общественных местах.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 25.05.2025
Дата обновления: 25.05.2025
Дата публикации: 10.04.2025