Что делать, если ребенок не говорит?
12.03.2025
XXI век — это эпоха технологий, эпоха безграничных перспектив! Однако это также эпоха глобальных проблем...
Я не буду углубляться в обсуждение глобальных проблем нашей планеты, поскольку не являюсь специалистом в этой области. Однако я хорошо разбираюсь в вопросах, связанных с речью. И я хотела бы подчеркнуть, что помимо таких проблем, как изменение климата, конфликты между странами, нищета и загрязнение окружающей среды, существует проблема, которая заключается в том, что многие дети 2-3-х, и даже четырех, пяти и более лет сегодня не разговаривают... И я не говорю о том, что эти дети не хотят говорить. Нет, по определенным причинам они не могут говорить.
Это поистине серьёзная проблема, поскольку она затрагивает все континенты нашей планеты, все государства и населённые пункты. Удивительно, что в результате многовекового развития люди смогли научиться общаться друг с другом с помощью звуков, слов, а затем и связных предложений. И вот, в какой-то момент наши дети уже не могут говорить...
Кто такой неговорящий ребенок?
Речь — это одна из самых сложных и развитых функций человеческой психики. Это уникальный и наиболее эффективный способ общения, который есть только у людей. В процессе общения люди обмениваются идеями и влияют друг на друга.
Очень важно отметить, что речь - это осмысленный процесс. Соответственно, чтобы процесс коммуникации удался, все его участники должны понимать друг друга.
Из этого следует, что если ребёнок не способен понимать речь, он не сможет и говорить осмысленно, выражать свои мысли. Он сможет лишь повторять за вами слова, не придавая им значения. И, конечно же, важно и обратное — чтобы окружающие могли понимать ребёнка.
Так кого же мы можем называть «неговорящим» ребёнком?
Существует несколько вариантов:
- Ребёнок не произносит слова или произносит только гласные звуки, звукоподражания, иногда можно услышать контуры слов.
- Ребёнок может повторять слоги, но не может их соединить в слова.
- Ребёнок произносит только несколько слов, и долгое время новые слова не появляются - очень ограниченный словарный запас.
- Ребёнок плохо понимает обращённую речь - его речь в основном состоит из эхолалий
- Ребёнок говорит много слов и даже фраз, но никто не может понять, что он говорит - так называемая "каша" во рту.
- Ребенок совсем ничего не говорит.
Прежде чем искать решение проблемы с отсутствием речи у ребёнка, необходимо разобраться в её причинах. Это поможет определить стратегию действий.
Причины безречья
Часто при обращении ко мне родители используют такую фразу:" Моему ребенку 3 года, он не говорит, наверное, потому что ленится, не хочет...".
Но так не бывает, что ребенок в три года не говорит, потому что ему лень. Скорее всего он просто не может это сделать по каким-то причинам. Какие причины могут быть?
Развитие речи напрямую связано с работой слухового анализатора. Именно благодаря слуху ребёнок усваивает информацию, которая впоследствии становится основой для формирования речевых навыков. Поэтому проблемы со слухом могут стать причиной задержки речевого развития.
5. Негативные социально-педагогические факторы: отсутствие необходимости в использовании речи (недостаток культуры общения в семье); «синдром госпитализма» у детей, которые часто болеют; педагогическая запущенность.
Также на развитие речи ребёнка могут негативно повлиять такие факторы, как билингвизм, неблагоприятная речевая среда и эмоциональные стрессы.
Первые четыре причины возникают в связи с органическими поражением мозга во время беременности или во время родов, или в связи с тяжелой болезнью ребенка в раннем возрасте. Последняя же причина, пятая - это социальный фактор.
Мы разобрались с терминами и с причинами, теперь необходимо разобраться, что же делать?
Что делать, если мой ребенок "неговорящий"?
Как любят говорят многие бабушки:"У меня сын до пяти лет не разговаривал, ничего, выговорился, и твой заговорит". Не нужно верить всему, что говорят другие люди, каждый ребенок индивидуален и развивается в своем темпе. Поэтому не стоит откладывать обращение к специалистам до достижения ребёнком 3-4-5-ти лет. Лучше как можно скорее обратиться к следующим специалистам:
1. Первично - конечно же, логопед!
- В первую очередь логопед найдет ту самую причину речевого отставания, о которых я писала выше;
- направит к нужному специалисту (если это требует состояние ребенка) для дополнительного обследования и помощи, что позволит достичь быстрых результатов;
- поможет ребенку заговорить!
2. Невролог
Невролог оценит, как ребёнок развивается, и сможет определить, есть ли у него какие-либо нарушения в общем развитии. Если потребуется, невролог может назначить дополнительные анализы и лечение.
3. Сурдолог.
Сурдолог исключит возможность нарушения слуха.
4. Детский психолог, психиатр
Часто задержка речи связана с психологическим состоянием ребёнка и трудностями, которые он испытывает. В таких случаях требуется помощь специалиста, который поможет ребёнку преодолеть эти препятствия.
В заключение хочу сказать следующее: если ваш ребёнок "молчун" и не произносит ни слова в свои 2, 3, 4 или более лет, вам следует как можно скорее обратиться к логопеду. Не ждите, пока ребёнок достигнет определённого возраста, ведь отставание в речи может негативно сказаться на развитии других психических функций и интеллекта!
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 24.05.2025
Дата обновления: 01.06.2025
Дата публикации: 12.03.2025