Музыкальные инструменты
06.05.2024
Современные научные исследования свидетельствуют о том, что
развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры
нужно начинать в дошкольном возрасте.
Основной формой музыкальной деятельности в детском саду являются
музыкальные занятия. Они объединяют все виды музыкальной деятельности: пение,
слушание музыки, музыкально-ритмические движения, игру на детских музыкальных
инструментах.
Игре на детских музыкальных инструментах в детском саду должно
уделяться особое внимание, так как именно детское музицирование расширяет сферу
музыкальной деятельности дошкольника, повышает интерес к музыкальным занятиям,
способствует развитию музыкальной памяти, внимания, помогает преодолению
излишней застенчивости, скованности, расширяет музыкальное воспитание ребенка.
Обучаясь игре на музыкальных инструментах, дети открывают для себя мир
музыкальных звуков и их отношений, осознаннее различают красоту звучания
различных инструментов.
Классификация
детских музыкальных инструментов
Все детские музыкальные игрушки и инструменты можно сгруппировать
по видам:
1.Неозвучные музыкальные игрушки – инструменты
помогают детям создать игровые ситуации. К ним относятся балалайки с
неиграющими струнами, пианино с немой клавиатурой, баянчики с растягивающимися
мехами.
2. Озвучные музыкальные игрушки – которые, в
свою очередь деляться на:
·
Игрушки – инструменты с нефиксированным звуком, т.е. звуком
неопределенной высоты (погремушки, бубны, трещотки, барабаны, кастаньеты,
треугольники, колотушки, коробочки, музыкальные молоточки);
·
Игрушки – инструменты, издающие звук только одной высоты (свирели,
дудки, рожки, свистульки) применяются при создании игровых ситуаций.
·
Игрушки с фиксированной мелодией (органчики, музыкальные шкатулки,
музыкальные ящики). Используются для детей раннего возраста с целью привлечения
их внимания к мелодическому звучанию и развитию слухового сосредоточения.
·
Игрушки – инструменты с диатоническим или хроматическим звукорядом
(металлофоны, пианино, рояли, кларнеты, флейты саксофоны, баяны, гармоники, губные
гармошки, колокольчики, цитры, домры, балалайки, цимбалы, гусли и др).
·
Игрушки-инструменты (пианино, рояль, балалайка, гармошка)
изготавливаются из фанеры, картона. Педагоги используют их для создания игровых
ситуаций, при которых дети, представляя себя играющими на музыкальных
инструментах, напевают.
·
Трехступенчатая (nятистуnенчатая, восьмистуnенчатая) лесенка -
дидактическая игрушка, изготовленная из дерева, оргстекла, пластмассы, или
пластика. Дает представление о звуковысотных соотношениях, развивает
музыкальный слух и голос детей. Используется для игровых заданий, упражняющих
детей в правильном звукообразовании,
·
Звуковые книжки делаются из картона или плотной бумаги. На каждой
странице цветная иллюстрация, сюжет которой соответствует названию знакомой
детям песни. Под рисунком предлагается нотная строка с записью мелодии, данной
песни и ее текст. Звуковые книжки используются во всех возрастных группах,
начиная со второй младшей.
·
Рассмотрим ударные инструменты, к которым относятся:
·
деревянные ложки используются в садах как ударный инструмент в
ансамблях народных инструментов, а также во время музыкальных занятий,
праздников. Звук извлекается путем ритмичного постукивания спаренных ложек о
ладонь левой руки. Детей учат свободно держать обе ложки за концы ручек между
пальцами правой руки. У ребят развивается чувство ритма, умение согласованно
играть в ансамблях.
·
Трещотки используются в работе с детьми старшего дошкольного
возраста в шумовом оркестре, ансамбле ложкарей, а также могут применяться во
время подыгрывания знакомых песен, особенно русских народных.
·
Треугольник применяется в ансамблях, оркестрах, при исполнении
детьми отдельных песен. Звук извлекается путем легкого прикосновения к
инструменту металлической палочкой.
·
Колотушка – небольшая продолговатая деревянная рама. Высота стенок
15 – 18 см, ширина 10 см. Под верхней стенкой на шнуре закрепляется деревянный
шарик, который при колебании ударяется о боковые стенки. К нижней стенке
прикрепляется ручка.
·
Бубенцы навешиваются на деревянную палочку или кожаный
ремешок (10 – 12 шт.). Детей учат извлекать звук путем легкого,
ритмичного встряхивания. Бубенцы используются в качестве дополнительной
тембровой окраски в ансамбле народных инструментов и оркестре детских
музыкальных инструментов.
·
Коробочка - небольшой продолговатый, обструганный и
отшлифованный со всех сторон деревянный брусок с полостью под верхней
частью корпуса. Длина 24 см, ширина у основания 7,5 см, высота полости 1,5 см.
Звук извлекается барабанными или ксилофонными палочками. Назначение то же, что
и бубенцов.
·
Музыкальные молоточки - цветные пластмассовые, с полой
ручкой, которая заканчивается двухсторонним основанием молоточка. На основании
гофрированной цветной набалдашник из мягкой, гибкой тонкой пластмассовой ткани.
При ударе по основаниям молоточка издаются разные по высоте звуки.
·
Колокольчики имеют несколько видов колокольчиков; они помогают
развить у детей звуковысотный слух. Все колокольчики со звуками разной высоты.
Набор «валдайских колокольчиков» используется на музыкальных занятиях, во время
проведения музыкально – дидактических игр. Три различных колокольчика по
величине и звучанию, находящиеся на стойке, помогают детям закрепить знания о
низких, высоких и средних звуках.
·
В игре на металлофоне звук извлекается ударом палочек по
металлическим пластинкам, расположенным на деревянной подставке.
·
Ксилофон представляет собой набор деревянных брусочков различной
величины. В ксилофоне звук извлекается при помощи деревянных палочек.
·
Музыкальная лесенка – восьмиступенчатая лесенка с музыкальным
звукорядом. Выполняется из деревянной или пластмассовой основы и съемных
ступеней с закрепленными на них металлическими пластинами, которые при ударе по
ним молоточком издают звук определенной высоты.
Рассмотрим ударно – клавишные инструменты, к ним относятся такие
инструменты как:
·
Пианино, рояль – это озвученная модель музыкальных инструментов,
их дают детям старших и подготовительных к школе групп для самостоятельной
музыкальной деятельности.
Духовые инструменты классифицируются на:
·
Флейты, кларнеты, саксофоны и используются для индивидуального
обучения и для музыкально – дидактических заданий.
·
Триола является детским музыкальным инструментом с цветными
клавишами. Извлечение звука в ней происходит путем вдувания воздуха с
одновременным нажатием клавиатуры. У триолы очень приятное мягкое звучание.
Инструмент используется для индивидуального обучения и для игры в ансамбле,
состоящем только из этих инструментов.
К клавишно – язычковые инструментам относятся такие музыкальные
инструменты как:
·
Аккордеон- звук извлекается посредством струи воздуха, приводящей
в колебание голосовые язычки, расположенные на пластинках, при нажатии на
клавиши, растяжении и сжатии меха.
·
Баян- звук извлекается посредством струи воздуха, приводящей в
колебание голосовые язычки, расположенные на планках.
·
Саратовская гармонь с колокольчиками- звуки расположены в порядке
диатонической мажерной гаммы. Звук в ней извлекается посредством струи воздуха,
приводящей в колебание голосовые язычки, расположенные на планках.
Струнные инструменты классифицируются на:
·
Гусли – струнный щипковый инструмент с трапециевидным плоским
корпусом и несколькими струнами, построенными диатонически.
·
Цимбалы (белорусский народный инструмент) – это небольшой, низкий
ящик в форме трапеции, над которым натянуты струны. Дети играют на инструменте
при помощи медиатора.
·
Цитры – струнный щипковый инструмент с десятью струнами, под
каждой из них цветной кружочек. Звукоизвлечение то же, что и у цимбал.
·
Арфа – озвученная модель музыкального струнного инструмента.
Предназначена для исполнения различных мелодий (песен, танцев и т.д.).
Заключение
Детские музыкальные инструменты делятся на: неозвучные музыкальные
игрушки – инструменты, озвучные музыкальные игрушки – инструменты. В свою
очередь озвучные музыкальные инструменты делятся на: ударные, ударно –
клавишные, духовые, клавишно – язычковые и струнные инструменты. В основе
музыкального репертуара, детей дошкольного возраста, лежат русские народные
песни, попевки, легкие пьесы, музыкальные игры и игра на детских музыкальных
инструментах.
Обучение игре на музыкальных инструментах включает в себя три
этапа: на первом – дети слушают и запоминают мелодии, пропевают их, знакомятся
с приемами игры, на втором – подбирают попевки, на третьем – исполняют их по
своему желанию.
В детском саду музыкальное воспитание рассматривается как одно из
звеньев гармонического развития детей дошкольного возраста. Нужно отметить,
если воспитатель сам любит музыку, активен на музыкальных занятиях, праздниках,
с удовольствием обучает детей игре на музыкальных инструментах, то и дети в
этой группе отличаются особой музыкальностью, с интересом ждут занятий, весело
проводят часы досуга, играют на музыкальных инструментах в группе в свободное
от занятий время.
Только благодаря совместной работе музыкального руководителя и
воспитателя, творческому подходу к вопросам музыкального воспитания
дошкольников жизнь ребят можно сделать интересной и разнообразной.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 26.06.2024
Дата обновления: 26.06.2024
Дата публикации: 06.05.2024