Консультация для воспитателей «Познавательное развитие детей дошкольного возраста».

12.09.2020

c8f2ebf835c6950e06bd50889b424aa8.jpeg

Что такое познание? Анализ психолого-педагогической литературы, изучение физиологии мозга ребенка, наблюдение за детьми-дошкольниками разных возрастных групп позволили определить взгляд на процесс познания. Познание - это сложное образование, в котором можно выделить как минимум 2 компонента, неразрывно взаимосвязанных между собой. 

Первый компонент включает в себя информацию, состоящую из отдельных сведений, фактов, событий нашего мира и мыслительные процессы, необходимые для получения и переработки информации. Иными словами, сюда относится: что интересует ребенка, что он выбирает из окружающего мира для своего познания. Как получает ребенок информацию, то есть речь идет о способах познания и средствах познания. Как перерабатывает ребенок информацию: что с ней делает на разных возрастных этапах – систематизирует, собирает, забывает, упорядочивает и так далее. Собственно информация (сведения, факты, события жизни) ни в коем случае не рассматриваются как самоцель, как знание ради знаний. Информация рассматривается как средство, с помощью которого надо развить ребенка необходимые для познавательного развития процессы, навыки, умения, способы познания. 

Вторым компонентом познания является отношение человека к информации. Неразрывность и взаимосвязанность компонентов познания очевидна. Так, любой человек, читает ли он книгу, смотрит ли он телевизор, слушает ли он научный доклад или просто идет по улице, все время получает, соприкасается с какой-либо информацией в том или ином виде. Получив информацию, у человека помимо его воли, складывается определенное отношение к тем сведениям, фактам и событиям, которые он постиг. Книга понравилась или нет, передача вызвала чувство восхищения или разочарования и т. д. Иными словами, информация, дойдя до человека, став его достоянием, оставляет в душе определенный чувственный, эмоциональный след, который мы называем “отношением”. Однако, у взрослых и детей отношение к постигаемому складывается по-разному. У взрослых людей информация первична, а отношение к ней вторично. Взрослые могут высказать, определить отношение к чему-либо только при наличии о нем знаний, представлений, опыта. Например: “Как я могу высказать свое отношение к автору и его книге, если я не читала ее? ” У маленьких детей наблюдается обратная картина. Для них, как правило, отношение– первично, а информация вторична. Иными словами, они всегда готовы познавать то, к чему хорошо относятся, и не хотят даже слышать о том, к чему относятся плохо, отрицательно. Эта особенность детей широко используется педагогами в работе для того, чтобы гарантировать эффективное усвоение детьми определенной информации. Для этого мы сначала создаем у детей положительное отношение к тем сведениям, которые хотим им передать, атмосферу общей привлекательности, являющейся фундаментом, на который легко накладываются знания. Представляется, что развитие и обогащение познавательной сферы детей от 2 до 7 лет - сложный путь, который включает в себя: накопление информации об окружающем мире, упорядочивание и систематизация представлений о мире. И то, и другое всегда имеет место в развитии ребенка. Но интенсивность, степень выраженности и содержательная направленность этих процессов на каждом возрастном этапе разные. В возрастном интервале 2-7 лет помещаются два периода “накопления информации ”-2-4 года и 5-6 лет; и два периода “упорядочивания информации ”- 4-5 лет и в 6-7 лет. 

Периоды “накопления” и “упорядочивания”информации отличаются друг от друга. Эти различия определяются возрастными особенностями психического и физиологического развития ребенка. 2-4 года. 

Первый период – “накопления” информации. Объектом познания детей является богатое, многообразное, предметное содержание их ближайшего окружения. Все, с чем они сталкиваются на своем пути познания (предметы, явления, события), воспринимаются ими как единственное в своем роде, как единичное. Это“единичное” они интенсивно и активно по- знают по принципу: “Что вижу, с чем действую, то и познаю”. 

Накопление происходит благодаря: личному участию ребенка в различных ситуациях, событиях; наблюдениям ребенка за реальными явлениями, предметами; собственному манипулированию ребенка с реальными предметами и его активным действиям в своем ближайшем окружении. К трехлетнему возрасту дети накапливают довольно много представлений об окружающей действительности. Они хорошо ориентируются в своей группе и на своем участке, знают наименование окружающих его предметов и объектов (Кто? Что? ); знают различные качества и свойства (Какой? ). Но эти представления еще непрочно закреплены в сознании детей, и они пока слабо ориентируются в более сложных и скрытых от непосредственного взгляда характеристиках предметов и явлений. (Кому они нужны? Как используются в жизни? ) Именно в этих вопросах малышам и предстоит разобраться на протяжении 4-го года жизни. В поисках новых впечатлений и ответов на волнующие вопросы дети начинают раздвигать рамки той среды, где прожили предыдущую жизнь (квартира, группа, участок и т. п. ) Так постепенно к 4-м годам ребенок постигает огромное количество предметов и явлений нашего мира. Однако, накопленные представления практически не связаны между собой в сознании детей. 4-5 лет. 

Второй период – “упорядочение” информации. В четыре года познавательное развитие ребенка переходит на другую ступень, более высокую и качественно отличную от предыдущей. Это вызвано физиологическими (миелинизация нервных окончаний головного мозга и пр. ) и психологическими изменениями в общем развитии ребенка. В возрасте 4-5 лет можно выделить 4 основных направления познавательной активности детей: Знакомство с предметами, явлениями, событиями, находящимися за пределами непосредственного восприятия и опыта детей; Установление связей и зависимостей между предметами, явлениями и событиями, приводящих к появлению в сознании ребенка целостной системы представлений; удовлетворение первых проявлений избирательных интересов детей; формирование положительного отношения к окружающему миру. Достигнутый к четырем годам уровень психического развития позволяет ребенку сделать еще один очень важный шаг в познавательном развитии–дети 4-5 лет активно стремятся упорядочить накопленные представления об окружающем мире. Это сложное занятие для маленького ребенка, но очень приятное и интересное. Более того, он испытывает постоянное неосознанное желание разобрать“завалы” полученных сведений о мире, навести в них “смысловой” порядок. В этом ему большую помощь оказывают взрослые. Ребенок начинает находить в окружающей действительности, выстраивать элементарные связи в зависимости между отдельными событиями, явлениями, предметами ближайшего окружения, которые в основном уже находятся в опыте ребенка. Видны и индивидуальные различия в том, что больше влечет, притягивает ребенка в окружающем мире. Так, например, два малыша с увлечением роются в земле. Один– чтобы пополнить свою “коллекцию” красивыми камешками и стеклышками, а другой – в поисках жучков. Все говорит о том, что у четырехлетних детей начинает проявляться избирательное отношение к миру, выражающееся в более стойком, направленном интересе к отдельным объектам или явлениям. 5-6 лет. Третий период – “накопление” информации. В 5-6 лет ребенок смело “пересекает пространство и время”, ему все интересно, его все манит и привлекает. Он с одинаковым рвением пытается освоить как то, что поддается осмыслению на данном возрастном этапе, так и то, что пока не в состоянии глубоко и правильно осознать. Однако, имеющиеся у ребенка старшего дошкольного возраста возможности упорядочивания информации, пока еще не позволяют ему полностью переработать поток поступающих сведений о большом мире. Несоответствие между познавательными потребностями ребенка и его возможностями переработать информацию может привести к перегрузке сознания различными разрозненными фактами и сведениями, многие из которых дети 5-6 лет не в состоянии осмыслить и понять. Это наносит вред процессу создания в сознании ребенка элементарной целостности мира, часто ведет к угасанию познавательных процессов. У детей 5-6 лет наблюдается: Стремление расширить свой кругозор; желание выявить и вникнуть в существующие в нашем мире связи и отношения; потребность утвердиться в своем отношении к окружающему миру. Для того чтобы удовлетворить свои стремления, желания, потребности, в арсенале 5-летию ребенка имеются различные средства и способы познания: действия и собственный практический опыт (этим он овладел достаточно хорошо); слово, т. е. рассказы взрослых (этот ему уже знаком, продолжается процесс его совершенствованию); книги, телевизор и пр. как новые источники знаний. Уровень интеллектуальных умений ребенка 5-6 лет (анализ, сравнение, обобщение, классификация, установление закономерностей) помогают ему более осознанно и глубоко воспринимать, постигать и разбираться в имеющихся и поступающих сведениях о нашем мире. В отличие от возрастного периода 2-4 года, где так же шло накопление информации, содержания, интересующие детей 5-ти лет, касается не ближайшего окружения, а отдельного, большого мира. Познавательное развитие детей 6-7 лет. Накопленные к шести годам сведения о мире требуют от ребенка определенных умений упорядочивания накопленных и поступающих сведений. В этом ему помогут взрослые, которые направят процесс познания детей 6-7 лет на: установление причинно-следственных взаимосвязей нашего мира; содержательное упорядочивание информации. 

Причинно-следственные связи. Важной характеристикой причинно-следственных связей является временная последовательность: причина всегда во времени наступает раньше следствия. Всякий объективный процесс развертывается от причины к следствию. Для работы с детьми 6-7 лет необходимо обратить их внимание на следующую характерную сторону причинно-следственных связей–одно и то же следствие может иметь несколько причин. 

Например, гибель растущего цветка может быть вызвана: повышением (понижением) температуры воздуха выше (ниже) той, при которой цветок может существовать; отсутствие необходимых питательных веществ в почве; отсутствие необходимого количества влаги для жизни растений (избыток влаги); тем, что цветок кто-то сорвал и т. д. Переход от следствия к причине невозможен. 

Понимание причинно-следственных связей, умение их выделять в потоке событий, явлений, попытки манипулирования или в мысленном плане позволяют развиваться ребенку в нескольких направлениях: -обогащение и становление познавательной сферы; Хочу такой сайт

-умственное развитие 

–овладение понятиями “причина-следствие“ невозможно без умения анализировать явления, события, сопоставлять их, обобщать, рассуждать, делать элементарные умозаключения, умения планировать свои и чужие действия; 

-развитие психических навыков 

- памяти, внимания, воображения, различных форм мышления. 

Литература: Е. В. Проскура Развитие познавательных способностей дошкольника (под ред. Венгера) Радуга. Программа и методическое руководство ( подг. Гр. ) “Ребенок в детском саду” №1/2002 “Организация познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста”.

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 12.09.2020

Дата обновления: 12.09.2020

Дата публикации: 12.09.2020

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».