«Театрализованная деятельность - как средство развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста»
23.04.2023
«Театрализованная
деятельность - как средство развития творческих способностей детей среднего
дошкольного возраста»
В любом возрасте в
сказках можно открыть нечто сокровенное и волнующее. Слушая их в детстве,
человек бессознательно накапливает целый «банк жизненных ситуаций», поэтому
очень важно, чтобы осознание «сказочных уроков» начиналось с раннего возраста,
с ответа на вопрос: «Чему нас учит сказка?»
Приобщение к театру
детей дошкольного возраста связано в основном со спектаклями-сказками.
Учитывается интерес детей к этому жанру, доступность детскому восприятию, а
также общественное значение сказки для нравственного и эстетического воспитания
детей. Наиболее целесообразной формой работы в этом направлении считается
театрализованная деятельность.
Воспитательные
возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети
знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски,
звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать
выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано выразительностью
реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь
ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй.
Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно,
четко, понятно изъясняться. У него улучшается речь, ее грамматический строй.
Можно утверждать, что
театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких
переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Это –
конкретный, зримый результат. Но не менее важно, театрализованные занятия
развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам,
сопереживать разыгрываемые события. «В процессе этого сопереживания, - как
отмечал психолог и педагог, академик В. М. Теплов (1896-1965),- создаются
определенные отношения и моральные оценки, имеющие несравненно большую
принудительную силу, чем оценки, просто сообщаемые и усваиваемые». Таким
образом, театрализованная деятельность – важнейшее средство развития у детей
эмпатии, т.е. способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике,
жестам, интонации, умения ставить себя не его место в различных ситуациях,
находить адекватные способы содействия. Театрализованная деятельность позволяет
формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое
литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда
имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, но и выражает
свое собственное отношение к добру и злу). Любимые герои становятся образцами
для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой
идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогам через театрализованную
деятельность оказывать позитивное влияние на детей. Театрализованная
деятельность позволяет ребенку решать многие проблемы ситуации опосредованно от
лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в
себе, застенчивость. Таким образом, театрализованные занятия помогают
всесторонне развивать ребенка.
Цель: развитие творческих способностей через
театральную деятельность
Задачи:
· создавать условия в группе, способствующие
развитию творческих способностей дошкольников;
· формировать у детей представление о театре, о
разных видах театрального искусства, приобщать детей к искусству, посредством
театрализованной деятельности, способностям проявлять творчество в различных
видах деятельности;
· пробуждать в душе каждого ребёнка чувство
прекрасного и прививать любовь к искусству;
· формировать потребность у детей духовно
обогащаться через театрализованную деятельность;
· развивать формирование простых навыков
творческого воображения дошкольников через различные виды театрализованной
деятельности;
· совершенствовать эмоциональную сферу личности
ребенка, в том числе способность к состраданию;
· расширять представления об окружающем мире
средствами театрального искусства;
· воспитывать культуру поведения в театре,
уважение к сценическому искусству, доброжелательность и контактность в
отношениях со сверстниками.
На основании цели и
задачи работы нами было проведено экспериментальное изучение уровня развития
творческих способностей детей среднего дошкольного возраста. В исследовании
принимали участие дети средней группы
Перед тем как приступить
к планированию работы, нами были проведены анкетирование родителей, беседа с
детьми.
Диагностика уровней актерских умений и навыков
дошкольников по театрализованной деятельности проводится на основе творческих
заданий.
Цель: выявить начальный
уровень развития актерских способностей детей среднего дошкольного возраста
средствами игры – драматизации.
Методы исследования на
данном этапе:
1.Беседа с детьми;
2.Наблюдение и анализ
театрализованной деятельности;
3.Экспериментальные
занятия;
4.Описание и анализ
результатов констатирующего этапа.
Диагностика изучения
игровых позиций дошкольников в играх-драматизациях
Первая часть
Цель наблюдения:
изучение актерских, режиссерских, зрительских умений дошкольников в
играх-драматизациях. Наблюдение проводится в естественных условиях за
самостоятельной игрой-драматизацией детей. Фиксируются умения, которые наиболее
характерно проявляются у ребенка в процессе игровой деятельности. Далее можно
определить, какую позицию занимает ребенок в играх-драматизациях.
Вторая часть
Вторая часть диагностики
связана с изучением игровых позиций ребенка в театрализованной деятельности с
использованием этюдов и упражнений.
Этюды и упражнения на
выявление актерских умений
Актерские умения —
понимание эмоционального состояния персонажа, и в соответствии с этим выбор
адекватных выразительных средств для передачи образа персонажа — голоса,
мимики, пантомимики; характера выразительности моторики: в пантомимике —
естественность, скованность, медлительность, порывистость движений; в мимике —
богатство, бедность, вялость, живость проявлений; в речи — изменение интонации,
тона, темпа речи; самостоятельность выполнения задания, отсутствие стереотипных
действий.
1. Ребенку предлагается
передать содержание фразы, «считывая» интонацию, с которой звучит данный текст:
Чудо остров!
Наша Таня громко плачет…
Первый снег! Ветер!
Холодно!
2. Детям предлагается
прочесть по тексту с разными интонациями (удивленно, радостно, вопросительно,
сердито, ласково, спокойно, равнодушно): «Два щенка, щека к щеке, щиплют щетку
в уголке».
3. Пантомимические
этюды.
Котята:
• просыпаются, лапкой
умываются;
• зовут маму;
• пытаются утащить
сосиску;
• боятся собаки;
• охотятся.
Покажи:
- как танцует добрая фея
на балу у Золушки;
- как злится страшная
ведьма на балу у Спящей Красавицы;
- как удивляется
черепашка-ниндзя;
- как здоровается
Снежная Королева;
- как обижается
Винни-Пух;
- как радуется Карлсон.
4. Этюды на изменения
тембра голоса.
Педагог. Киска, как тебя
зовут?
Ребенок. Мяу! (Нежно)
Педагог. Стережешь ты
мышку тут?
Ребенок. Мяу!
(Утвердительно)
Педагог. Киска, хочешь
молока?
Ребенок. Мяу! (с
удовлетворением)
Педагог. А в товарищи
щенка?
Ребенок. Мяу! Ффф-ррр!
(Изобразить: трусливо, пугливо.)
5. Интонационное
прочтение стихов-диалогов.
6. Проговаривание
скороговорок.
7. Ритмическое
упражнение.
Простучать, прохлопать,
протопать свое имя: «Та-ня, Та-не-чка, Та-ню-ша, Та-ню-шень-ка».
8. Образные упражнения
под музыку
Е. Тиличеевой «Пляшущий
зайчик», Л. Банниковой «Поезд», «Самолет», В. Герчика «Заводная лошадка».
В творческих заданиях на
выявление актерских умений дети легче справлялись с заданиями на пантомиму
«Покажи», с ритмическим заданием «Прохлопай свое имя», музыкальным заданием.
Тяжелее детям дались
задания, связанные с интонацией, тембром речи, скороговорками.
Дети несколько пассивны,
зажаты, не могут полностью раскрепоститься, «вжиться в роль», инициаторами игр
выступают одни и те же дети, они же играют главные роли. Воображение развито не
в достаточной степени, дети не могут объединить несколько сюжетов, выстроить
сюжетную линию. Отсутствует опыт восприятия сценического искусства, не
сформирована готовность к самостоятельной театрализованной деятельности. Радует,
что восприятие происходящих событий, сопереживание героям развито у всех детей.
Актерские умения у детей развиты не в достаточной степени. Большинство детей с
радостью принимают роль, но не умеют активно пользоваться своей речью,
движением, мимикой и пантомимой, мало импровизируют.
Цель — предполагает
обучение детей на основе разработанной педагогами-исследователями методики.
Исходя из данных анкетирования, собеседований, диагностики составлен
перспективный план работы с детьми среднего дошкольного возраста.
В начале учебного года
был составлен план работы занятий «В гостях у сказки» по определенным темам.
Занятия проводились с детьми второй младшей группы, продолжается работа в
средней группе. Занятия проводились со всей группой по 20-25 мин. На первых
занятиях говорили о театре, о том, как он возник, знакомились с Петрушкой.
Некоторые занятия и подготовка к спектаклям проводились с музыкальным
сопровождением. Учились кланяться, вселяя уверенность в себе, учились не
бояться говорить. Занятия строились на технике речи — чистоговорки, разминки
языка, цоканье, упражнение на гласные и согласные звуки, дыхательные
упражнения, скороговорки, разминки пальцев, жестикуляции. Особую роль уделялась
развитию у детей мимики и жестикуляции. Проводились игры “Веселые превращения”,
“Представьте себе, что мы зайчики, мишки и другие звери», “Игры с воображаемыми
предметами” (с мячом, с куклой и др.). В ходе занятий применялось чтение художественной
литературы, вместе с детьми сочиняли истории, играли в развивающие игры “Мое
настроение”, игры-драматизации: “На лесной поляне”, “На болоте”, проигрывали
мини-этюды, пантомимы. Использовали шапочки, костюмы, атрибуты, магнитофонные
записи, а также привлекали родителей к изготовлению костюмов и декорации для
спектаклей.
Знакомились с
произведениями детских писателей К.И.Чуковского. С.Я.Маршака, А.Л.Барто. В
театрализованной игре начали использовать русские народные сказки. После их
прочтения проводилось обсуждение произведения, в ходе которого дети выявляли
характер героев и как можно его показать, проиграть. Проводились развивающие
игры “Что ты слышишь за окном?”, “Передай позу”, “Летает — не летает”, “Растет
— не растет”, “Живой телефон”, которые развивают у детей память, слуховое
внимание, координацию движения, воображение и фантазию. Применялись упражнения
и этюды: “Угадай, что я делаю?”, “Превращение детей” (в насекомых, в зверей),
проигрывали этюды на основные эмоции “ГРУСТЬ”, “РАДОСТЬ”, “ГНЕВ”, “УДИВЛЕНИЕ”,
“СТРАХ”. Такие упражнения развивают у детей умение передавать свое
эмоциональное состояние с помощью мимики и жестов. А также игры по технике
речи, “Зарядка для язычка”, “Цоканье”, “Достань язычком губу, нос, щечку” и на
дыхание: “Эхо”. “Ветер”, на развитие фантазии “Продолжи сказку”. Большую роль
уделялась работе над спектаклем. Сначала выбирали с детьми сказки, которые
хотели бы поставить. Распределяли роли по желанию детей. Затем шла работа с
текстом над отдельными эпизодами. В работе над ролью, старались, чтобы дети
самостоятельно учились применять жесты и выражать мимикой характер и настроение
героев. Соединяли различные эпизоды сказки с сопровождением музыкального
инструмента.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 23.04.2023
Дата обновления: 23.04.2023
Дата публикации: 23.04.2023