Игровые методы и приёмы на этапе автоматизации звуков.
16.12.2021
В последние годы наблюдается значительное
снижение уровня развития речи дошкольников. При обследовании речи детей 4-5 лет
специалистами-логопедами в разных регионах страны показала, что у 79%
детей зафиксированы различные речевые дефекты. В чем причина этого? В первую
очередь это связано с ухудшением здоровья детей. По данным ведущего
невропатолога России доктора медицинских наук И.С. Скворцова в настоящее время
у 70% новорожденных выявлены перинатальные поражения головного мозга –
центрального органа речевой функции. Подобные отклонения могут отрицательно
отразиться на последующем развитии и обучении ребенка, а так как развитие речи
находится в прямой зависимости от созревания и развития головного мозга, то при
заболеваниях последнего речь страдает одна из первых.
В последнее время проблемы коррекции речи
приобретают особую актуальность. Число детей с нарушениями звукопроизношения
постоянно возрастает. Своевременное выявление детей с речевыми нарушениями,
проведение специально организованного обучения позволяют исправить первичный
дефект.
Этап автоматизации звуков обозначен в методике логопедического
воздействия по исправлению звукопроизношения как этап формирования первичных
произносительных умений и навыков (по Л.С. Волковой). Его цель заключается в
том, чтобы научить ребенка правильно произносить уже поставленный звук. Как
известно, сначала произношение закрепляется изолированно, затем в слогах,
словах, фразах.
Параллельно продолжается работа, начатая в подготовительном периоде, по
развитию навыков звукового анализа, умения определять позицию звука в слове,
подбирать слова с заданным звуком. Для автоматизации звука используются приемы
отраженного повторения и самостоятельного называния языковых единиц по
картинкам, схемам, символам. Работа идет последовательно и постепенно, от
простого к сложному.
При тяжелых речевых нарушениях этап автоматизации затягивается, ребенку долго
не удается правильно произносить поставленный звук в слогах и словах, не говоря
уже о фразах. Многократное повторение одного и того же речевого материала
утомляет ребенка. Дело осложняется еще и тем, что для некоторых звуков речевой
материал весьма ограничен (например, [г], [д], [й], [щ] и др.). Если же ребенок
«застрял» на автоматизации изолированного звука, то о разнообразии приемов и
говорить не приходится. У него теряется интерес к занятиям, пропадает желание
посещать кабинет логопеда.
Я часто сталкиваюсь с необходимостью
разнообразить приёмы своей работы и удерживать внимание детей в процессе
занятия. Для малышей логопедические занятия по автоматизации звуков бывают
зачастую трудны, однообразны, а к тому же у детей с нарушениями речи внимание
неустойчиво и они быстро устают.
Чтобы повысить интерес детей к
логопедическим занятиям, нужны разнообразные творческие задания, новые подходы
к упражнениям по закреплению правильного произношения.
На этапе автоматизации главная
цель – добиться правильного произношения поставленного звука во всех
формах речи: в слогах, в словах, в предложениях и в свободной речи и легче,
доступнее всего это происходит в игре, игровых упражнениях – ведущем виде
деятельности детей-дошкольников.
Игровые методы, так же как упражнение и моделирование, обязательно включаются в
логопедическую практику.
Это позволяет решить сразу несколько задач:
- пробудить в ребенке желание самому активно
участвовать в процессе исправления звукопроизношения;
- расширить и обогатить диапазон игровых умений и
навыков;
- повысить познавательную активность и
работоспособность детей;
- активизировать процессы восприятия, внимания,
памяти;
- плавно регулировать поведенческие трудности
детей, постепенно приучая их подчиняться правилам игры;
- увеличить объем коррекционного воздействия,
включив игровые упражнения в различные режимные моменты.
Работа над автоматизацией звуков ведется
поэтапно от простого к сложному: Сначала в слогах, словах, предложениях,
в связной речи и в спонтанной речи.
Наиболее сложной по разнообразию упражнений является работа над слогами. Дело в
том, что отдельный слог, как и звук, не вызывает у ребенка конкретного образа,
не осознается им как структурный компонент речевого высказывания. И если звук
порой может вызвать слуховую ассоциацию (з-з-з – комарик звенит, р-р-р – собака
рычит), то слог для дошкольника – весьма абстрактное понятие.
Когда работа по автоматизации достигает
этапа закрепления правильного произношения звуков в словах и фразах, можно
значительно разнообразить занятия, используя картинный материал. Использование
же игровых приемов поможет эффективно провести этапы автоматизации
изолированного звука и закрепления правильного произношения этого звука в
слогах.
А логопедические игры помогают сделать задания для детей интересными,
эмоционально-окрашенными, развивающими и познавательными.
Чтобы научиться хорошо, правильно говорить
звук нужно дружить со своим язычком, тогда он будет послушным, и будет чётко
проговаривать все звуки. Для подготовки артикуляционного аппарата детей к
правильному произношению звуков очень подходят сказки-игры о “Весёлом Язычке”.
5-ти и 7-ми летним детям нравится, путешествуя с Язычком, выполнять полезные,
нужные упражнения. Для этого я использую “Сказки о Весёлом Язычке” и наглядное
пособие “Весёлый Язычок”. Хорошо понять и запомнить то, что гласные
звуки легко поются, помогает “Звуковая полянка”.
Когда звук уже хорошо, правильно звучит у
ребёнка изолированно, но нужно закрепить, автоматизировать это правильное
произношение в слогах, в словах, предложениях и связной, самостоятельной речи.
А это не менее 10 –15 занятий. И хочется, чтобы этот трудный и важный этап
исправления речи проходил легко и интересно.
При автоматизации звука в слогах, когда ещё нет возможности использовать предметные и сюжетные картинки с заданным
звуком, для привлечения интереса детей я практикую использование:
- “Волшебной палочки”, которая
своим огоньком или стуком упражняет детей в счёте и просит повторить слог
несколько раз.
- Упражнения “Игра на
пианино”, когда, имитируя игру на пианино, ребёнок проговаривает
заданный слог 5 раз:
РА-РА-РА-РА-РА,
РО-РО-РО-РО-РО
РУ-РУ-РУ-РУ-РУ
РЭ-РЭ-РЭ-РЭ-РЭ
РЫ-РЫ-РЫ-РЫ-РЫ
А затем все 5 “песенок”-слогов “играть”
вместе: РА-РО-РУ-РЭ-РЫ.
- Аналогично выполняется
упражнение “Цветочек”, когда слоги и слова проговариваются
с разгибанием и загибанием пальчиков (лепестки открываются и закрываются).
- Игры “Проведи слог по
звуковой дорожке” одна дорожка ровная и, идя по ней, слоги нужно
произносить спокойным, негромким голосом, другая дорожка ведёт по кочкам и
слоги произносятся то громко, то тихо, а вот третья дорожка ведёт в гору,
и в начале пути слог произносится очень тихо, затем всё громче и громче, а
на вершине горы – очень громко.
При автоматизации звука в словах детям очень нравятся игры:
- “Рыбалка”, в аквариуме
находятся рыбки на которых прикреплены буквы и с помощью удочки с
магнитиком мы вытаскиваем рыбку на заданный звук. Поймав “рыбки” – слова,
дети учатся не только правильно произносить звук, но и делить слова на
слоги, определять позицию этого звука в слове, учатся задавать вопросы
“Кто это? Что это?”, образовывать множественное число и ещё много чего
можно сделать с этими “рыбками”.
- Не менее интересна игра “Веселый
урожай” (выложить название овоща или фрукта на заданный звук),
- “Украсим ёлочку”,
наряжая её, игрушками (со звуком С).
Спустя несколько занятий, детям легко
сказать звук правильно, если он самый первый в слове или хотя бы последний, а
вот если он в середине слова – это трудно, потому что дети с нарушенным
фонематическим восприятием не всегда точно представляют, где же нужный звук
находится. Для развития фонематического восприятия звуков полезна игра со Звукоедом,
который “похищает” звук из слова, а дети должны спасти звук – вернуть его в
слово и сказать это слово правильно: гла…а – глаЗа, к…от – кРот, Алёну…ка –
Алёнушка… Это очень трудно, но доставляет детям удовольствие побыть в роли
спасателей и справиться со злодеем Звукоедом. Дети с нетерпением ждут новых
встреч с ним.
Работая над автоматизацией звука в
предложениях, я часто использую эффективную и полезную
игру “Живое предложение”, когда дети сами становятся “словами” и,
взявшись за руки, образуют “предложение”. Эта игра позволяет детям усвоить, что
предложения состоят из слов, слова в предложении должны стоять по порядку,
раздельно, но быть “дружными” (согласованными), в конце предложения нужно
ставить какой-то знак: . ! ? Дети запоминают жестовый показ знаков: точка –
сжатый кулачок, восклицательный знак – на кулачок ставится прямая рука,
вопросительный знак – на кулачок ставится рука изогнутая в форме вопроса. Таким
образом, не только закрепляется правильное произношение звука в предложениях,
но и проводится работа по профилактике дисграфии.
На этом этапе автоматизации “приходят” на
занятия гости, чаще всего это Каркуша, девочка Маша, медвежонок
«Тишка», которые становятся героями игр- путешествий, игр – драматизаций и т.д.
Герои всё время ошибаются – в их
предложениях слова не дружат (Рома рубить дрова. Егорка кувырком скатиться с
горка), или слова стоят не на своём месте: Мышка съела кошку.
У шубки красивая Маша. Дети помогают героям исправить ошибки,
объясняя, что они сделали: “подружили” слова в предложении, поставили слова по
порядку. Загадывают им загадки и просят выполнить трудные задания: закончить
предложение, подсказав последнее слово по картинке, самостоятельно придумать
предложение по картинке или с заданным словом, собрать разрезанную картинку и
придумать предложение, сделать схему предложения.
И вот, наконец, дети довольно неплохо
произносят звук в словах и в предложениях, и наступает последний этап
автоматизации – в связной и самостоятельной речи. На этом этапе работы
используются различные пересказы, составление рассказов по картине и по серии
картин. Эти виды работы утомительны для детей и поэтому для того чтобы вызвать
интерес я использую пересказы и рассказы с использованием фигурок на
фланелеграфе пересказы-драматизации, стихи-драматизации.
С целью коррекции дефектов речи у детей я
широко использую в своей работе дидактические игры. Ведь известно, что в игре
развитие ребенка идет гораздо быстрее, чем при использовании только
традиционных приемов воспитания и обучения. Для детей, обучающихся на логопедических
пунктах, это тем более важно, потому что, как хорошо знают логопеды, наши
дети часто отличаются низкой познавательной активностью. Но даже и с
применением дидактической игры логопеду не всегда удается добиться активности
и высокой работоспособности детей на протяжении всего занятия. Причина в том,
что большинство воспитанников соматически ослаблены, у них неправильная
осанка, имеются нарушения со стороны вегетативной и центральной нервной
системы, отмечается недостаточность протекания психических процессов, эмоциональная
неустойчивость. На своих занятиях я всегда соединяю логопедические задания и
дидактические игры с движением, что снимает нагрузку, повышает
работоспособность детей, улучшает качество усвоения знаний. Кроме того,
подвижные игры способствуют развитию двигательной сферы (здесь детям-логопатам
присуще некоторое отставание) и самостоятельности, что является наиболее узким
местом в области дошкольного воспитания.
Игровой метод дает наибольший эффект при
умелом сочетании игры и учения. Игру считают ведущей деятельностью
дошкольника. Игра один из видов детской деятельности, который используется
взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям с
предметами, способам и средствам общения. В игре ребенок развивается как личность,
у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть
успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношение к людям.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 16.12.2021
Дата обновления: 16.12.2021
Дата публикации: 16.12.2021