Речевая готовность первоклассника к обучению к школе.
16.12.2021
В настоящее
время образование в России на всех ступенях
претерпевает организационные и содержательные изменения. В свою очередь
к будущим первоклассникам предъявляются
определенные требования к их школьной
готовности, в частности к речевой готовности, от уровня развития
которой напрямую зависит успешность обучения в школе.
Речевая готовность – это набор базовых умений,
формирующихся в период дошкольного детства, необходимый ребенку для усвоения
школьной программы, а именно сформированность:
–
звукопроизносительной стороны
речи;
–
фонематического слуха
и восприятия;
– лексического запаса;
– грамматического строя;
– связной речи в целом.
Рассмотрим каждый
из выделенных компонентов речевой готовности более
подробно, а также возможные ошибки, возникающие при
их недоразвитии в процессе школьного обучения.
1. Звукопроизносительная сторона
речи.
Ребенок должен
владеть правильным, четким произношением звуков всех фонетических групп
(свистящих, шипящих, соноров
и т.д.). Даже если у ребенка все звуки поставлены, рекомендуется перед школой проговаривать скороговорки, делать
артикуляционные упражнения для улучшения четкости, внятности и выразительности
речи. Если у дошкольника подготовительной группы имеются нарушения
звукопроизношения необходимо родителям обратиться к логопеду для их устранения. Как правило, немногочисленные
рассматриваемые нарушения (один, два
звука) не
влияют на школьную успеваемость. Однако могут привести
к трудностям установления контакта со
сверстниками, а также являться причиной формирования у ребенка чувства
неполноценности (неуверенность в себе, отказ от публичных выступлений), стать препятствием при выборе будущей профессии.
2. Сформированность фонематических процессов:
фонематический слух, фонематическое восприятие.
Фонематический слух необходимо развивать у ребенка с самого рождения
– это способность слышать
и различать звуки родного языка. К 7 годам ребенок должен на слух различать и
воспроизводить
слоговые
цепочки и слова, содержащие звуки близкие по акустико-артикуляционным
признакам, а именно по твердости – мягкости, звонкости-глухости и акустически близкие,
например, «са-за, коса- коза», «по-бо, почка – бочка»,
«мы-ми, мишка – мышка», «с-ш, миска-мишка» и т.д. В случае затруднений при
воспроизведении слов и слоговых цепочек необходимо провести коррекционную
работу по данному направлению, иначе
даже при неразличении одного-двух звуков родного
языка на
письме у первоклассника будут встречаться специфические ошибки: замена букв сходных по
акустико-артикуляционному признаку, пропуск
мягкого знака, указывающего на мягкость согласного звука (т.е.
ребенок как слышит
так и пишет «зайка – сайка», «люк – лук»,
«яблоко - аблоко»,
«уголь - угол»). Данные
ошибки свидетельствуют о таком нарушении письменной речи как акустическая
дисграфия.
Выявить нарушения
в развитии фонематического слуха можно следующим
образом: предложить ребенку
повторить за взрослым трехсложные слоговые цепочки. В каждой слоговой цепочке
включены звуки, отличающиеся по одному из следующих признаков: звонкость-глухость (например,
«б-п»), твердость-мягкость («м-мь»), акустически сходные
звуки. Цепочки даются
по всем звукам родного языка и выявляются те
звуки, которые ребенок не различает на слух. Вторым
диагностическим заданием является
повторение ребенком слов,
содержащих звуки, отличающиеся по акустико-артикуляционным признакам. Скрининг
диагностика данного процесса,
которая может быть реализована родителями будущих
первоклассников, представлена в таблице 1.
Таблица 1
Скрининг диагностика фонематического слуха
Направления обследования |
Лексический материал |
Ответы детей |
|
1. Повторение слогов с оппозиционными звуками. |
Та-да-та Ка-га-ка Па-ба-па Ва-фа-ва Ша-жа-ша Са-за-са Ча-тя-ча
Са-ца-са Ша-щя-ша |
Са-ша-са За-жа-за Ра-ла-ла Ла-ва-ла Ся-ща-ся Са-ся-са За-зя-за
Ра-ря-ра Ла-ля-ла |
|
2. Дифференциация слов- паронимов (повторение слов, вслед за диагностом) |
Точка-дочка Кости-гости Почка-бочка Винт-финт Шар-жар Коса-коза Мять-мяч |
Сабля-цапля Чаша-чаща Сок-шок Зал-жал Рак-лак Лес-лещ Рад-ряд |
|
В случае затруднений различения каких-либо пар звуков необходимо провести их отработку
на
материале слогов,
слов, словосочетаний, предложений. В целях профилактики и совершенствования фонематического слуха
для родителей и специалистов ДОУ могут быть рекомендованы следующие
методические пособия,
содержащие разнообразный лексический материал, дидактические игры по
данному направлению: И.С.Лопухина «Логопедия: упражнения для развития речи,
стихи,
скороговорки,
игры, загадки, считалки», В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко «Парные звонкие –
глухие согласные» (комплект
тетрадей), Н.М.Миронова «Развиваем фонематическое восприятие у детей подготовительной группы».
Фонематическое восприятие, включает в себя следующие процессы:
–
фонематический анализ – это умение ребенком
выделять в тексте
предложения, определять
количество и порядок слов в предложении, делить слова на слоги, определять место слога в слове
(первый слог, второй и т.д.), ударный слог, определять позицию
звуков в слове (начало, середина, конец), линейную последовательность звуков
в слове (то есть называть
порядковый номер звука
в слове), позицию звуков по отношению к другим звукам (например, какой
звук перед заданным звуком, какой, после и т.д.), уметь давать характеристику
звукам (согласный, гласный, твердый, мягкий, звонкий, глухой), осуществлять
звуковой разбор слов с помощью символов.
– фонематический синтез – это умение составлять тексты из предложений, предложения из слов, слова из слогов (например, назови
что получится ма-ши-на), слова из звуков.
Выявить несформированность данных процессов можно
следующим образом: произнести ребенку предложение и попросить его назвать количество
услышанных слов, дать слово и попросить
посчитать количество содержащихся в нем слогов,
определить ударный слог, назвать первый звук в слове, последний звук, определить
количество звуков в слове.
Если фонематический анализ
и синтез не будут в полном объеме
сформированы у ребенка
к первому классу, то возникнут проблемы
с процессами овладения чтением и письмом.
С первого класса
могут наблюдаться следующие ошибки в письменной речи:
–
пропуск слов в предложении, слогов в словах,
звуков в словах
как на письме, так и при чтении;
– перестановки слов в предложении, слогов
в словах, букв в словах;
– слитное написание слов в предложении, раздельное написание слов (при ехал, само кат);
– отсутствие разграничения предложений.
Соответственно специалист, выявив
такие ошибки у ребенка на письме, может
свидетельствовать о наличии
дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза, если же такие ошибки
будут проявляться при чтении,
то такое нарушение
будет называться фонематическая дислексия, а также может возникнуть семантическая
дислексия, т.е. ребенок будет читать механически, не понимая
смысла прочитанного.
Особое внимание к
сформированности фонематического слуха и фонематического восприятия необходимо уделять
родителям, чьи дети имеют минимальное снижение физиологического слуха,
что по определению ведет к нарушению данных процессов.
3. Достаточный лексический запас.
В обиходе ребенок
должен использовать различные
слова: существительные, прилагательные,
глаголы, наречия,
числительные, уметь подбирать антонимы к словам, синонимы. Также ребенок должен объяснять
значения некоторых фразеологизмов, многозначных слов, крылатых
выражений,
пословиц и поговорок (например, «золотые руки», «сесть в лужу», «не вешать нос», «семь раз отмерь один раз отрежь» и т.д.). Будущий
первоклассник должен владеть обобщающими понятиям по различным лексическим
темам, например одежда, овощи, транспорт, профессии, дикие животные,
электроприборы, рыбы, насекомые и т.д. и соответственно называть
слова входящие в данные
лексические темы.
В случае
бедности словарного запаса
у ребенка отмечаются трудности при составлении рассказов, пересказов, в общении со сверстниками, а также в последствии
при написании изложений и
сочинений. При чтении ребенок также может испытывать сложности при понимании
смысла
прочитанного. В связи с этим в процессе дошкольного детства должна вестись
активная работа по накоплению, обогащению, расширению и
активизации словарного запаса.
4. Грамматический строй речи.
О сформированности грамматического строя речи свидетельствует достаточный уровень развития
следующих умений:
–
умение изменять
слова по родам,
числам, падежам, временам;
–
умение образовывать слова с помощью
приставок, суффиксов, новые
слова от других
частей речи;
– умение составлять предложения
различных синтаксических конструкций, а именно простые предложения с однородными членами,
с предлогами, сложносочиненные и сложноподчиненные
предложения, видеть связь слов в предложениях;
– умение работать с деформированным предложением, самостоятельно находить
и исправлять допущенные
ошибки;
–
составлять грамматические правильные предложения по опорным словам
и картинкам;
–
составлять схемы предложений.
В случае
несформированности грамматического строя
речи у ребенка будут отмечаться ошибки как в устной речи, так и в письменной, а
именно трудности при согласовании слов в предложении,
построении предложений (пример
ошибок, «красный ведро»,
«пять карандошов», «нет ножков»,
«дает корм петухи», «она пришел» и т.д.). Наличие
на письме перечисленных ошибок будет
свидетельствовать об аграмматической форме дисграфии. Также при чтении в случае
несформированности грамматического строя речи будут отмечаться смысловые
ошибки, соответственно чтение у детей будет угадывающим.
С целью профилактики и совершенствования лексико-грамматического строя речи родителям
и
специалистам ДОУ могут быть рекомендованы следующие методические пособия:
Н.Э. Теремкова
«Логопедические домашние
задания для детей с ОНР 5-7 лет», Т.А.Ткаченко «Формирование лексико- грамматических представлений», Е.В.Новикова «Секреты
предлогов и падежей» и д.р.
5. Достаточно развитая
связная речь, то есть к первому
классу ребенок должен
уметь составлять:
–
пересказы сказок,
рассказов;
–
описательные рассказы
о предметах, явлениях
природы;
–
рассказы по серии сюжетных
картинок;
–
рассказы из личного опыта;
–
творческие рассказы.
Уровень развития
связной речи зависит
от сформированности лексико-
грамматического строя речи и
мыслительных операций. Ребенок к первому классу должен уметь излагать свои
мысли, делать
умозаключения,
устанавливать причинно-следственные связи явлений и событий, уметь связно и
последовательно формулировать основную мысль высказывания. Развитая связная
речь – залог успешного обучения в школе по таким предметам как: русский язык,
литература, окружающий мир, история и все остальные гуманитарные
предметы.
Выявить особенности развития связной речи возможно следующим
образом: ребенку предлагается прослушать и пересказать
сказку, рассказ, рассказать о том, как прошел его день, сочинить
небольшую сказку,
составить рассказ по сюжетной картинке,
описать его любимую
игрушку. В ходе анализа рассказов, составленных ребенком, родитель должен выявить
те затруднения, с которыми он сталкивается. С целью профилактики и
развития связной речи у дошкольников могут быть рекомендованы следующие
методические пособие: Н.Е.Арбекова «Развиваем связную речь детей 6-7 лет с ОНР» (комплект из 3 тетрадей),
Т.А.Ткаченко «Большая книга заданий и упражнений на развитие связной речи
малыша», Н.Е.Ильякова «Серия сюжетных картин» (комплект из 4 тетрадей).
В настоящее
время более 70% детей идут в школу имея начальные
навыки чтения. Однако не у всех
детей имеется четкое представление об образах букв. Дети при чтении путают
буквы между собой, например, ш-щ, п-т, ц-щ, п-н, л-м, в-б, о-с и др., могут
пропускать строчки при чтении. Причинами таких нарушений являются
несформированность пространственных представлений, а также нарушения
зрительного восприятия. При неоказании своевременных мер по устранению данных
нарушений аналогичные ошибки появятся на письме, а именно ребенок будет писать
некоторые буквы в зеркальном отображении, добавлять лишние элементы буквам,
путать письменные буквы между собой, например, «и-у», «в-д», «о-а», «б-д»,
«с-е» и др. Соответственно как родители, так и педагоги должны следить за
процессом формирования образа букв у детей, особенно это касается
первоклассников у которых отмечаются минимальные нарушение зрения.
Поэтому при знакомстве с буквами перед
ребенком должна быть всегда в поле зрения
азбука печатных и письменных букв. При знакомстве с каждой буквой использоваться
приемы, направленные на активизацию зрительного восприятия и тактильных
ощущений, например,
использование тактильных дощечек, моделирование букв из различных материалов, использование
ассоциативного алфавита и т.д.
Таким образом, при подготовке ребенка
к школьному обучению
основная задача родителей
осуществлять тесное взаимодействие со специалистами ДОУ по вопросам
речевого развития ребенка, в случае обнаружения у
дошкольников нарушений устной речи осуществлять своевременную их коррекцию, в
условиях специализированных коррекционных групп для детей, имеющих речевые
нарушения (ФФН, ОНР), а также на
логопедическом пункте ДОУ, что в свою очередь позволит предотвратить в
дальнейшем школьную дезадаптацию.
Также в семье, где воспитывается будущий первоклассник, должны
быть созданы благоприятные условия для их речевого
развития. Родителям необходимо следить за правильностью речи детей, побуждать их речевую активность, следить за грамматическим и синтаксическим оформлением их высказываний, способствовать накоплению и расширению
словарного запаса.
Знание учителем уровня речевой
готовности первоклассника позволит:
–
спланировать индивидуальную педагогическую работу с каждым учеником,
–
подобрать методы
и средства обучения
для всего класса
с учетом развития
речи,
– своевременно отслеживать появление специфических ошибок у детей в письменной речи и осуществлять
коррекционные и профилактические мероприятия,
– в случае необходимости получать консультации по вопросам обучения
детей у профильных специалистов
(учителей-логопедов, педагогов-психологов, дефектологов). Удачи!
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 16.12.2021
Дата обновления: 16.12.2021
Дата публикации: 16.12.2021