"По дороге к грамоте"
09.06.2021
Краткая аннотация проекта
Название проекта: «По дороге к
грамоте».
Название организации: МБДОУ д/с №50.
Тип проекта: учебно – игровой.
Продолжительность: краткосрочный
Состав проектной
группы
Руководитель проекта: учитель -
логопед Алексеенко Ирина Александровна.
Участники - дети подготовительной
логопедической группы, воспитатели, родители.
По числу участников
проекта: групповой.
По характеру
контактов: в рамках МБДОУ №50.
Сроки реализации
проекта: январь 2020 – июнь 2020 года.
Целевая аудитория: дети с ОНР,
посещающие логопедическую группу и их родители.
- Цель
проекта: развитие фонематического слуха, формирование широкой ориентировки
детей в языковой действительности, умений звукового анализа и синтеза.
- осуществление
взаимодействия семьи и детского сада в подготовке детей к школе.
Педагогическая цель: создание условий
для эффективного коррекционного воздействия путём совместной работы воспитанник
– педагог – родитель.
Актуальность
Одной из задач Федерального государственного образовательного стандарта
дошкольного образования является обеспечение психолого-педагогической поддержки
семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах
развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Обучение грамоте в детском саду - это целенаправленный, систематический
процесс по подготовке к овладению письмом и чтением. Умение правильно слышать,
выделять и различать все звуки речи, а так же делать простейший звуковой
анализ. Плохое владение звуковым анализом приводит в школе к ошибкам на письме,
таким как пропуски букв, перестановка или замена букв, не дописывание слов, то
есть ошибкам, которые принято считать ошибками на внимание. Обучение грамоте в
детском саду является пропедевтикой дислексии и дисграфии и поможет ребёнку
избежать некоторых специфических ошибок.
Процесс обучения
грамоте состоит из следующих компонентов:
· Сформированность
звуковой стороны речи - ребенок должен владеть правильным, чётким
произношением звуков всех фонематических групп свистящих (с,з,ц), шипящих (ш,
ж), аффрикат (ч, щ), соноров (л, р);
· Сформированность
фонематических процессов - умение слышать, различать и дифференцировать
звуки родного языка;
· Готовность
к звукобуквенному анализу и синтезу - умение выделять начальный
гласный из состава слова; делать анализ гласных звуков; анализ обратных слогов;
слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове:
· Знакомство детей с
терминами: "звук", "слог", "слово",
"предложение", звуки гласные, согласные, твердые, мягкие, глухие,
звонкие.
· Формировать умение работать
со схемой слова, разрезной азбукой и владеть навыками послогового
чтения.
Проанализировав данные
диагностики, выявилась проблема: у 100% детей недостаточно сформированы
предпосылки к освоению грамоте, воспитанники испытывают большие трудности в
осуществлении звукового анализа и синтеза слов, не различают на слух звуки,
неправильно называют символ на письме (букву). Из всего выше сказанного,
возникло противоречие между тем, что дети должны знать и что они умеют.
Проект «По дороге к грамоте» позволяет решить основные задачи обучения —
это сформировать и научить элементарным навыкам чтения и письма.
Задачи проекта:
1. Сформировать у детей готовность к овладению элементарным навыкам письма
и чтения.
2. Научить детей элементарным навыкам письма и чтения.
3. Развивать фонематические представления для готовности к овладению
звуковым анализом и синтезом.
4. Воспитывать желание к познанию всему этому научиться.
Гипотеза: если создать
необходимые условия, использовать разнообразные формы, методы, приемы работы с
детьми, активно взаимодействовать с родителями по вопросу к подготовке к
обучению грамоте, то уровень подготовки к обучению в школе будет высоким.
Содержание проекта
С введением новых федеральных государственных образовательных стандартов в
образовательную область «Коммуникация» вошло обучение грамоте, с целью научить
детей сливать слоги и простые слова. Для того чтобы ребенок научился правильно
читать, нужно знать все звуки, уметь их правильно произносить и
дифференцировать. Поэтому возникла идея обучить ребенка грамоте совместно
воспитатель, учитель – логопед и родители. Воспитатель знакомит детей с
буквами и звуками родного языка, а учитель – логопед ведет работу над
правильностью произношения этих звуков, выявляет трудности в произношении вновь
введенных звуков, а также по формированию фонематических представлений,
родители в домашних условиях закрепляют знания и умения детей, полученные на
занятиях. Таким образом, одновременно ведется работа с трех сторон с одним и
тем же звуком.
Предполагаемый
результат проекта:
1. Правильно артикулировать все звуки речи в различных позициях;
2. Четко дифференцировать звуки родного языка;
3. Различать понятия «звук», «твердый звук», «мягкий звук»,
«глухой звук», «звонкий звук», «слог», «предложение» на практическом уровне;
4. Развивать фонематический слух и восприятие, закреплять навык
правильного звукопроизношения и звукобуквенного анализа.
5. Выработка навыков составления и чтения слогов,
слов.
6. Повышение заинтересованности, активности, творческого участия
родителей в жизни своих детей.
7. Сотрудничество педагогов ДОУ с семей при подготовке будущих
первоклассников к обучению грамоте.
Этапы реализации проекта.
1 этап. Диагностический.

Родительское собрание «Ребёнок на пороге школы».
2 этап. Формирование звуковой стороны речи.
Постановка нормативного звукопроизношения.
3 этап. Формирование
фонематических процессов.

Дидактическая игра «Подбери семейку слов».
4 этап. Звуковой анализ слов.
5 этап. Звуко-буквенный анализ слов.

Дидактическая игра «Звук и буква».
6 этап. Итоговый.

Награждение лучших «грамотеев».
Перспективное
планирование
Срок реализации |
Название мероприятия |
Цель |
Форма |
Январь |
Обсуждение вопроса на родительском
собрание «Обучение грамоте» |
Приобщение родителей к проблеме
обучения детей грамоте |
Родительское собрание |
Январь |
«Готовность детей к школе» |
Узнать по анкетированию, в какой
помощи нуждается ребенок |
Анкетирование |
Январь |
Познавательная беседа с детьми
«Зачем нам учиться?» |
Вызвать у детей интерес к обучению |
Беседа |
Январь |
«Звук слог слово» |
Познакомить детей со
звукобуквенным анализом |
Занимательная игра |
Январь |
Игра «Подбери семейку слов» Игра «Лишнее слово» «Что такое предложение?» |
1.Учить подбирать однокоренные
слова 2.Учить выделять однокоренные
слова среди групп слов, сходных по звучанию 3.Познакомить детей с понятием «предложение» |
Дидактические игры Игра |
Февраль |
1. Игра «Придумай название» 2. Игра сложим слово из частей 3. Игра «Исправь
ошибки»
4. Игра «Что сначала, что потом?» |
1.Образование прилагательных от
числительных 2.Употребление предлогов 3.Развитие понимания
распространенных предложений |
Дидактические игры |
«Звук и буква» Д/ и «Буква потерялась» |
Дать понятие детям, что буквы мы
пишем и видим, звук слышим и произносим |
Игровая деятельность |
|
Февраль |
Сказка «гласные и согласные звуки» "Алфавит" |
Познакомить детей с образованием
звуков согласных и гласных |
Непосредственно образовательная
деятельность |
Февраль |
Согласные звуки Д/и: «Слово на звук …» |
Продолжить знакомство с согласными
звуками, учить правильно произносить. |
Игра Дидактические игры |
Февраль |
«Сколько звуков в слове?» Д/и «Посчитай звуки» |
Учить детей, на слух определять,
сколько звуков в слове. |
Игры на звуковой анализ и синтез
используя цветовые круги |
Март |
"Готовимся к письму" |
Развитие мелкой моторики,
глазомера, творчества, подготовки руки к письму Детям предоставлена возможность
использовать по своему усмотрению различные предметы (обводки, штриховки,
трафареты), материалы (карандаши, краски) обеспечивая их
самостоятельный выбор и доступность. |
Занимательные упражнения |
Март |
«Какая буква заблудилась?» Д/и: «Слово на слог» «Составляем слова из слогов» |
Учить детей среди слогов находить
слоги к заданному слову по картинке Учить детей самостоятельно из
данных слогов слаживать слова |
Занимательные упражнения |
Март |
«Читаем односложные слова» Д/и: «Цепочка слов» |
Учить детей слаживать слоги в
слова, писать печатными буквами |
Занимательные упражнения |
Апрель |
«Читаем слова по слогам» «Прочитай по первым звукам» |
Учить детей слаживать слоги в
слова, писать печатными буквами |
Занимательные упражнения Развивающая игра |
Апрель |
Д/И: "Продолжи слово" "Сплетем венок из
предложений" (схема предложения) |
Развивать умение детей делить
слова на слоги. Упражнять детей в составлении предложений,
объединенных тематически, воспитывать речевое внимание. |
Дидактические игры |
Май |
Д/и «Волшебные кубики» |
Закреплять умение детей определять
место звука в слове, производит фонематический анализ и синтез слова,
развивать слуховую и зрительную память, а также зрительное восприятие. |
Дидактические игры |
Май |
"Чтение слов по слогам" Д/и: "Угадай слово" |
Учить детей слаживать слоги в
слова, писать печатными буквами Развивать умение детей делить
слова на слоги. |
Занимательные упражнения Дидактические игры |
Май |
"Согласные и гласные
звуки" Д/и: "Веселый поезд" |
Закрепить умение различать звуки
согласные и гласные Совершенствовать навык звукового
анализа, закреплять умение детей определять количество звуков в слове. |
Игры Беседа |
Июнь |
Викторина «Игры со звуками и
буквами» |
Закрепление звуко-буквенного
анализа. |
Викторина |
Июнь |
Диагностика |
Проверить уровень практического
осознания элементов навыков письма и чтения |
Диагностика |
Для реализации проекта использовались методы:
Словесный – объяснение, чтение, рассказ, словесные игры,
заучивание стихотворений о букве.
Наглядный – наблюдение за показом написания букв, показ звукового анализа с
использованием цветных кругов, оформление папок - передвижек для родителей,
буклеты, памятки. Рассматривание картинок, альбомов, графическое изображение
букв.
Практический – дидактические игры по обучению грамоте и развитию речи,
продуктивные виды изобразительной деятельности. Составление схемы слова с
использованием цветных кругов. Оформление Азбук для детей с рисунками букв и
коллажей «Где спряталась буква?». Оформление выставки «Звуки – звуки слышим
вас, не уйдете вы от нас», фотоотчёт о проделанной работе.
Контрольно-диагностический
этап. Диагностика А.М. Быховская, Н.А. Казова: Количественный мониторинг общего и
речевого развития детей.
- Выявление уровня речевого развития детей.
- Анализ результатов работы по реализации проекта.
- Мониторинг, обработка результатов соотношение целей и результатов
проекта.
- Итоговое обобщающее занятие «По дороге к грамоте».
Были созданы условия
по реализации проекта.
1. Собрание «Ребенок на пороге школы»
2. Анкетирование для родителей по развитию речи воспитанника
3. Кадровые ресурсы: учитель – логопед, педагоги группы
4. Информационные
ресурсы: памятки – рекомендации, буклеты для родителей, воспитателей по
обучению грамоте, папки - передвижки, сказки для детей о звуках и буквах,
просмотр видео о звуках и буквах.
Заключение
Проект по обучению грамоте очень трудная задача и требует долгого периода
занятий. Все дети разные: один может долго и с удовольствием заниматься, а
другой, наоборот не может находиться в покое ни минуты. А дошкольник запоминает
лишь тогда, когда ему интересно. Большим преимуществом проекта является то, что
в игровой форме юные исследователи учатся производить свои первые наблюдения за
звуком, словом, предложением. У детей развивается фонематическое восприятие и
слух, что очень важно для полноценного усвоения звуковой стороны речи.
Ни для кого не секрет, что желание читать, стойкий интерес к чтению
формируется с детства, и основа его – привычка читать. С. Маршак говорил, что
есть талант писателя, а есть талант читателя. Как любой талант, а он спрятан в
каждом из нас, его надо открыть, выращивать, лелеять, и на это уходят долгие
годы детства, отрочества, юности.
Проектная работа в детском саду дарит воспитанникам много ярких,
незабываемых впечатлений. Радостные переживания поднимают жизненный тонус,
поддерживают бодрое настроение взрослых и детей. Ребенок, чувствуя уважение к
себе, как равному, постепенно начинает раскрепощаться, и начинает творить,
приобретают навык чтения слов, предложений. Учатся слышать звуки и проводить
элементарный звуковой анализ и синтез. У детей появляется стимул идти в школу,
желание получить новые знания, делать новые открытия, покорять новые вершины в
обучении!
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 09.06.2021
Дата обновления: 10.06.2021
Дата публикации: 09.06.2021