"По дороге к грамоте"

09.06.2021

Краткая аннотация проекта

 

Название проекта: «По дороге к грамоте».

Название организации: МБДОУ д/с №50.

Тип проекта: учебно – игровой.

Продолжительность: краткосрочный

Состав проектной группы

Руководитель проекта: учитель - логопед Алексеенко Ирина Александровна.

Участники - дети подготовительной логопедической группы, воспитатели, родители.

По числу участников проекта: групповой.

По характеру контактов: в рамках МБДОУ №50.

Сроки реализации проекта: январь 2020 – июнь 2020 года.

Целевая аудитория: дети с ОНР, посещающие логопедическую группу и их родители.

  • Цель проекта: развитие фонематического слуха, формирование широкой ориентировки детей в языковой действительности, умений звукового анализа и синтеза.
  • осуществление взаимодействия семьи и детского сада в подготовке детей к школе.

Педагогическая цель: создание условий для эффективного коррекционного воздействия путём совместной работы воспитанник – педагог – родитель.

 

 

 

Актуальность

Одной из задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.                                  

Обучение грамоте в детском саду - это целенаправленный, систематический процесс по подготовке к овладению письмом и чтением. Умение правильно слышать, выделять и различать все звуки речи, а так же делать простейший звуковой анализ. Плохое владение звуковым анализом приводит в школе к ошибкам на письме, таким как пропуски букв, перестановка или замена букв, не дописывание слов, то есть ошибкам, которые принято считать ошибками на внимание. Обучение грамоте в детском саду является пропедевтикой дислексии и дисграфии и поможет ребёнку избежать некоторых специфических ошибок.

Процесс обучения грамоте состоит из следующих компонентов:

·         Сформированность  звуковой стороны речи - ребенок должен владеть правильным, чётким произношением звуков всех фонематических групп свистящих (с,з,ц), шипящих (ш, ж), аффрикат (ч, щ), соноров (л, р);

·         Сформированность  фонематических процессов -  умение слышать, различать и дифференцировать звуки родного языка;

·         Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу -  умение выделять начальный гласный из состава слова; делать анализ гласных звуков; анализ обратных слогов; слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове:

·         Знакомство детей с терминами: "звук", "слог", "слово", "предложение", звуки гласные, согласные, твердые, мягкие, глухие, звонкие.

·         Формировать умение работать со схемой слова, разрезной азбукой и владеть навыками послогового чтения.                                 

Проанализировав данные диагностики, выявилась проблема: у 100% детей недостаточно сформированы предпосылки к освоению грамоте, воспитанники испытывают большие трудности в осуществлении звукового анализа и синтеза слов, не различают на слух звуки, неправильно называют символ на письме (букву). Из всего выше сказанного, возникло противоречие между тем, что дети должны знать и что они умеют.

Проект «По дороге к грамоте» позволяет решить основные задачи обучения — это сформировать и научить элементарным навыкам чтения и письма.

 

 

Задачи проекта:

1. Сформировать у детей готовность к овладению элементарным навыкам письма и чтения.

2. Научить детей элементарным навыкам письма и чтения.

3. Развивать фонематические представления для готовности к овладению звуковым анализом и синтезом.

4. Воспитывать желание к познанию всему этому научиться.

Гипотеза: если создать необходимые условия, использовать разнообразные формы, методы, приемы работы с детьми, активно взаимодействовать с родителями по вопросу к подготовке к обучению грамоте, то уровень подготовки к обучению в школе будет высоким.

Содержание проекта

С введением новых федеральных государственных образовательных стандартов в образовательную область «Коммуникация» вошло обучение грамоте, с целью научить детей сливать слоги и простые слова. Для того чтобы ребенок научился правильно читать, нужно знать все звуки, уметь их правильно произносить и дифференцировать. Поэтому возникла идея обучить ребенка грамоте совместно воспитатель, учитель – логопед и родители. Воспитатель знакомит детей с буквами и звуками родного языка, а учитель – логопед ведет работу над правильностью произношения этих звуков, выявляет трудности в произношении вновь введенных звуков, а также по формированию фонематических представлений, родители в домашних условиях закрепляют знания и умения детей, полученные на занятиях. Таким образом, одновременно ведется работа с трех сторон с одним и тем же звуком.

Предполагаемый результат проекта:

1.  Правильно артикулировать все звуки речи в различных позициях;

2.  Четко дифференцировать звуки родного языка;

3.  Различать понятия «звук», «твердый звук», «мягкий звук», «глухой звук», «звонкий звук», «слог», «предложение» на практическом уровне;

4.  Развивать фонематический слух и восприятие, закреплять навык правильного звукопроизношения и звукобуквенного анализа.

5.  Выработка навыков составления и чтения слогов, слов.                                                      

6.  Повышение заинтересованности, активности, творческого участия родителей в жизни своих детей.

7.  Сотрудничество педагогов ДОУ с семей при подготовке будущих первоклассников к обучению грамоте.

Этапы реализации проекта.

1 этап.        Диагностический.

1.jpg
 

Родительское собрание «Ребёнок на пороге школы».

 

2 этап.       Формирование звуковой стороны речи.

 2.jpg

 

Постановка нормативного звукопроизношения.

3 этап.        Формирование фонематических процессов.

 3.jpg

Дидактическая игра «Подбери семейку слов».

 

4 этап.       Звуковой анализ слов.

 

4.jpg

5 этап.        Звуко-буквенный анализ слов.


5.jpg

Дидактическая игра «Звук и буква».

 

6 этап.        Итоговый.

6.jpg
 

Награждение лучших «грамотеев».



Перспективное планирование

Срок реализации

Название мероприятия

Цель

Форма

Январь

Обсуждение вопроса на родительском собрание «Обучение грамоте»

Приобщение родителей к проблеме обучения детей грамоте

Родительское собрание

Январь

«Готовность детей к школе»

Узнать по анкетированию, в какой помощи нуждается ребенок

Анкетирование

Январь

Познавательная беседа с детьми «Зачем нам учиться?»

Вызвать у детей интерес к обучению

Беседа

Январь

«Звук слог слово»

Познакомить детей со звукобуквенным анализом

Занимательная игра

Январь

Игра «Подбери семейку слов»

Игра «Лишнее слово»

«Что такое предложение?»

1.Учить подбирать однокоренные слова

2.Учить выделять однокоренные слова среди групп слов, сходных по звучанию

3.Познакомить детей с понятием «предложение»

Дидактические игры

Игра

Февраль

1. Игра «Придумай название»

2. Игра сложим слово из частей

3. Игра «Исправь ошибки»                             4. Игра «Что сначала, что потом?»

1.Образование прилагательных от числительных

2.Употребление предлогов

3.Развитие понимания распространенных предложений

Дидактические игры

ФевральХочу такой сайт

«Звук и буква»

Д/ и «Буква потерялась»

Дать понятие детям, что буквы мы пишем и видим, звук слышим и произносим

Игровая деятельность

Февраль

Сказка «гласные и согласные звуки»

"Алфавит"

Познакомить детей с образованием звуков согласных и гласных

Непосредственно образовательная деятельность

Февраль

Согласные звуки

Д/и: «Слово на звук …»

Продолжить знакомство с согласными звуками, учить правильно произносить.

Игра Дидактические игры

Февраль

«Сколько звуков в слове?»

Д/и «Посчитай звуки»

Учить детей, на слух определять, сколько звуков в слове.

Игры на звуковой анализ и синтез используя цветовые круги

 

Март

"Готовимся к письму"

             

Развитие мелкой моторики, глазомера, творчества, подготовки руки к письму  

Детям предоставлена возможность использовать по своему усмотрению различные предметы (обводки, штриховки, трафареты), материалы (карандаши, краски) обеспечивая  их самостоятельный  выбор и доступность.

Занимательные упражнения

Март 

       

«Какая буква заблудилась?»

Д/и: «Слово на слог»

«Составляем слова из слогов»

 

Учить детей среди слогов находить слоги к заданному слову по картинке

Учить детей самостоятельно из данных слогов слаживать слова

Занимательные упражнения

 

Март

«Читаем односложные слова»

Д/и: «Цепочка слов»

Учить детей слаживать слоги в слова, писать печатными буквами

Занимательные упражнения

Апрель

«Читаем слова по слогам»

«Прочитай по первым звукам»

Учить детей слаживать слоги в слова, писать печатными буквами

Занимательные упражнения

Развивающая игра

Апрель

Д/И: "Продолжи слово"

"Сплетем венок из предложений"

(схема предложения)

Развивать умение детей делить слова на слоги.

Упражнять детей в составлении предложений, объединенных тематически, воспитывать речевое внимание.

Дидактические игры

Май

Д/и

«Волшебные кубики»

 

Закреплять умение детей определять место звука в слове, производит фонематический анализ и синтез слова, развивать слуховую и зрительную память, а также зрительное восприятие.

Дидактические игры

Май

"Чтение слов по слогам"

Д/и: "Угадай слово"

Учить детей слаживать слоги в слова, писать печатными буквами

Развивать умение детей делить слова на слоги.

Занимательные упражнения

Дидактические игры

Май

"Согласные и гласные звуки"

Д/и: "Веселый поезд"

Закрепить умение различать звуки согласные и гласные

Совершенствовать навык звукового анализа, закреплять умение детей определять количество звуков в слове.

Игры

Беседа

Июнь

Викторина «Игры со звуками и буквами»

Закрепление звуко-буквенного анализа.

Викторина

Июнь

Диагностика

Проверить уровень практического осознания элементов навыков письма и чтения

Диагностика

 

Для реализации проекта использовались методы:

Словесный – объяснение, чтение, рассказ, словесные игры, заучивание стихотворений о букве.

Наглядный – наблюдение за показом написания букв, показ звукового анализа с использованием цветных кругов, оформление папок - передвижек для родителей, буклеты, памятки. Рассматривание картинок, альбомов, графическое изображение букв.

Практический – дидактические игры по обучению грамоте и развитию речи, продуктивные виды изобразительной деятельности. Составление схемы слова с использованием цветных кругов. Оформление Азбук для детей с рисунками букв и коллажей «Где спряталась буква?». Оформление выставки «Звуки – звуки слышим вас, не уйдете вы от нас», фотоотчёт о проделанной работе.

Контрольно-диагностический этап. Диагностика А.М. Быховская, Н.А. Казова: Количественный мониторинг общего и речевого развития детей.

- Выявление уровня речевого развития детей.

- Анализ результатов работы по реализации проекта.

- Мониторинг, обработка результатов соотношение целей и результатов проекта.

- Итоговое обобщающее занятие «По дороге к грамоте».  

Были созданы условия по реализации проекта.

1. Собрание «Ребенок на пороге школы»

2. Анкетирование для родителей по развитию речи воспитанника

3. Кадровые ресурсы: учитель – логопед, педагоги группы

4. Информационные ресурсы: памятки – рекомендации, буклеты для родителей, воспитателей по обучению грамоте, папки - передвижки, сказки для детей о звуках и буквах, просмотр видео о звуках и буквах.

 

Заключение

Проект по обучению грамоте очень трудная задача и требует долгого периода занятий. Все дети разные: один может долго и с удовольствием заниматься, а другой, наоборот не может находиться в покое ни минуты. А дошкольник запоминает лишь тогда, когда ему интересно. Большим преимуществом проекта является то, что в игровой форме юные исследователи учатся производить свои первые наблюдения за звуком, словом, предложением. У детей развивается фонематическое восприятие и слух, что очень важно для полноценного усвоения звуковой стороны речи.

Ни для кого не секрет, что желание читать, стойкий интерес к чтению формируется с детства, и основа его – привычка читать. С. Маршак говорил, что есть талант писателя, а есть талант читателя. Как любой талант, а он спрятан в каждом из нас, его надо открыть, выращивать, лелеять, и на это уходят долгие годы детства, отрочества, юности.  

Проектная работа в детском саду дарит воспитанникам много ярких, незабываемых впечатлений. Радостные переживания поднимают жизненный тонус, поддерживают бодрое настроение взрослых и детей. Ребенок, чувствуя уважение к себе, как равному, постепенно начинает раскрепощаться, и начинает творить, приобретают навык чтения слов, предложений. Учатся слышать звуки и проводить элементарный звуковой анализ и синтез. У детей появляется стимул идти в школу, желание получить новые знания, делать новые открытия, покорять новые вершины в обучении!

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 09.06.2021

Дата обновления: 10.06.2021

Дата публикации: 09.06.2021

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».