«Знакомство с укладом жизни казаков и элементами казачьей одежды»

08.12.2020

Цель: Проводя работу по региональному компоненту, продолжать знакомить детей с укладом жизни казаков, расширять представления о казачестве, традициях этого народа, о специфике одежды казаков, расширять кругозор детей и обогащать словарный запас, формировать у детей чувство уважение к людям, которые живут рядом.
Образовательные задачи:

- Продолжать углублять знания детей о жизни, быте и культуре казачества;
- Познакомить с казачьей одеждой, её назначение; 
- Расширить кругозор детей и обогащать словарный запас.
- Продолжать развивать творческие способности и интерес к художественному слову.

Развивающие задачи:

- Развивать интерес у детей к казачьим костюмам, элементам одежды;
- Развивать наглядно-действенное мышление, зрительное восприятие, внимание, память, связную речь.

Воспитательные задачи:

- Воспитывать чувство уважения к старшим поколениям и истории своего народа.

Словарная работа: казак, казачка, станица, курень, сабля, горница, черкеска, шаровары, башлык, зимняя бурка, папаха или кубанка.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций «Устройство хаты казака»; знакомство с предметами быта, обычаями и традициями в «уголке русской избы»; чтение русских народных сказок, потешек, пословиц, поговорок, разгадывание загадок; слушание русской народной музыки; организация и проведение русских народных игр («Горелки», «Клубок» и др.)

Материал и оборудование: мультимедиа, иллюстрации элементов одежды казака и казачки, листы с шаблонами для продуктивной деятельности детей.

Продуктивная деятельность: рисование.

Ход занятия.

Утро начинается 
Вместе мы всречаемся.
Мы друг другу рады
Рады солнцу, рады птицам,
Рады улыбчивым лицам
И всем, кто живёт на этой планете.
«Доброе утро!» скажем все вместе.

Садятся на стулья.
Звучит аудиозапись «Распрягайте, хлопцы, коней…»

Воспитатель: Ребята, вы сейчас услышали прекрасную, веселую песню. Как вы думаете, кто поет эту песню?

Дети: Казаки.

Воспитатель:Ребята, а кто такие казаки и как они жили?
Дети: Казаки построили много станиц. В центре каждой станицы на площади строили церковь, школу, а вокруг располагались дома казаков.

·        Жилища казаков назывались курень.

·        Курень строили из камней, глины, камыша и соломы.

·        Главное занятие казаков военное дело, охрана границ земли русской.

·        Казаки, когда не воевали сеяли хлеб, разводили лошадей, коров, гусей, ловили рыбу.

·        Казаки издавна любили лошадей. Конь для казака – первый друг, товарищ.

Ребенок: Гордый и лихой народ заслужил себе почет:
Память предков охраняют, веру в Бога почитают.
Сабля – гордость казака, не прожить им без коня,
И готов любой казак за Россию постоять.
Воспитатель: Ребята, а что делали казаки после трудового дня, военных походов?
Ребёнок: Казаки всей станицей собирались на околице, чтобы отдохнуть , и поиграть в казачьи игры . 
Воспитатель: Вот и мы с вами сейчас поиграем.
Казачья подвижная игра «Ящере»
Воспитатель:
 Ребята, посмотрите на иллюстрацию, на которой изображён казачонок.

 Мама посмотри отныне я казак, как ни крути,

Шаровары, башлык, папаха, срочно все мне ты купи,

На коня я вскоре сяду, шашкой я смогу махать,

Сапоги мне так же нужно, чтоб в поход я смог попасть.Хочу такой сайт

Мы – Казаки – славны парни, родину свою любя,

Жизнь свою отдать готовы, мы за честь и за дитя.


Воспитатель: какую одежду носили казаки?

Дети: Казаки очень любили наряжаться на праздники. Одежда казака состояла из черкески, шаровар, башлыка, пояса, зимней бурки, папахи или кубанки, сапогов . 
Воспитатель: А теперь посмотрите на  казачку. Видите, какой красивый костюм.

 Девушек казачек нет милее на свете,

Хоть спросите у бывалых,

Хоть ищите в интернете.

Кружева, оборки, ленты;

Вышивка и бисер – вот наш арсенал,

Чтоб казак меня увидев,

Про войну не вспоминал.
Воспитатель: какую же одежду носили казачки?
Дети: Казачки носили наряд, состоящий из кофточки и юбки. Кофта была с длинными рукавами, воротник стойка, присборенная. Юбка была длинная, многослойная с оборками. Наряд украшали лентами, кружевами, вышивкой, бахромой. Головным убором служил платок кружевной или расписной. Обувь: чёрные или красные сапожки с застёжками и на каблучке.

Воспитатель: А сейчас проведём физминутку, а затем поиграем, а заодно и проверим, как вы запомнили название элементов костюмов казака и казачки. 
Физминутка: (Врассыпную) 

Кто шагает дружно в ряд,
Посмотри, посмотри.(Прикладывают поочерёдно руку ко лбу)
Это наш лихой отряд,
Казаки, казаки. (Маршируют)
Кто за казаком идёт,
В поводу в поводу.( руки назад в замок)
То коня казак ведёт
Под узду, под узду (На носочках, руки вперёд)
Скачет резво конь лихой
С казаком, казаком.
Будем мы с моим конём на границе стоять
Нашу землю охранять. (Руки на поясе, наклоны в стороны)

Игра «Наряди казака и казачку» (рисование)
Дети подходят к столам и выполняют рисование: девочки рисуют головной убор казачек – платок, а мальчики – папаху.

Рефлексия

Игра «Папаху надеваю – на вопросы отвечаю!»

- Как называлось казачье поселение? (Станица)

- Как называется дом, в котором живут казаки? (Курень)

- из чего строили куреня?

- Чем занимались казаки?

- Назовите одежду казака и казачки.

- Какие элементы одежды казаков вы сегодня рисовали?


Молодцы, ребята-казачата, вы на славу потрудились. Примите в награду угощения – донские пряники.

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 08.12.2020

Дата обновления: 08.12.2020

Дата публикации: 08.12.2020

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».