«Знакомство с укладом жизни казаков и элементами казачьей одежды»
08.12.2020
Цель: Проводя работу по региональному компоненту, продолжать
знакомить детей с укладом жизни казаков, расширять представления о казачестве,
традициях этого народа, о специфике одежды казаков, расширять кругозор детей и
обогащать словарный запас, формировать у детей чувство уважение к людям,
которые живут рядом.
Образовательные задачи:
- Продолжать углублять знания детей о жизни, быте и культуре
казачества;
- Познакомить с казачьей одеждой, её назначение;
- Расширить кругозор детей и обогащать словарный запас.
- Продолжать развивать творческие способности и интерес к художественному
слову.
Развивающие задачи:
- Развивать интерес у детей к казачьим костюмам, элементам одежды;
- Развивать наглядно-действенное мышление, зрительное восприятие, внимание,
память, связную речь.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать чувство уважения к старшим поколениям и истории
своего народа.
Словарная работа: казак, казачка, станица,
курень, сабля, горница, черкеска, шаровары, башлык, зимняя бурка, папаха или
кубанка.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций
«Устройство хаты казака»; знакомство с предметами быта, обычаями и традициями в
«уголке русской избы»; чтение русских народных сказок, потешек, пословиц,
поговорок, разгадывание загадок; слушание русской народной музыки; организация
и проведение русских народных игр («Горелки», «Клубок» и др.)
Материал и оборудование: мультимедиа, иллюстрации
элементов одежды казака и казачки, листы с шаблонами для продуктивной
деятельности детей.
Продуктивная деятельность: рисование.
Ход занятия.
Утро начинается
Вместе мы всречаемся.
Мы друг другу рады
Рады солнцу, рады птицам,
Рады улыбчивым лицам
И всем, кто живёт на этой планете.
«Доброе утро!» скажем все вместе.
Садятся на стулья.
Звучит аудиозапись «Распрягайте, хлопцы, коней…»
Воспитатель: Ребята, вы сейчас услышали прекрасную,
веселую песню. Как вы думаете, кто поет эту песню?
Дети: Казаки.
Воспитатель:Ребята, а кто такие казаки и как они жили?
Дети: Казаки построили много станиц.
В центре каждой станицы на площади строили церковь, школу, а вокруг
располагались дома казаков.
·
Жилища казаков назывались курень.
·
Курень строили из камней, глины, камыша и соломы.
·
Главное занятие казаков военное дело, охрана границ земли русской.
·
Казаки, когда не воевали сеяли хлеб, разводили лошадей, коров,
гусей, ловили рыбу.
·
Казаки издавна любили лошадей. Конь для казака – первый друг,
товарищ.
Ребенок: Гордый и лихой народ заслужил себе почет:
Память предков охраняют, веру в Бога почитают.
Сабля – гордость казака, не прожить им без коня,
И готов любой казак за Россию постоять.
Воспитатель: Ребята, а что делали казаки после трудового дня,
военных походов?
Ребёнок: Казаки всей станицей собирались на околице, чтобы
отдохнуть , и поиграть в казачьи игры .
Воспитатель: Вот и мы с вами сейчас поиграем.
Казачья подвижная игра «Ящере»
Воспитатель: Ребята, посмотрите на иллюстрацию, на которой изображён
казачонок.
Мама посмотри отныне я казак, как ни крути,
Шаровары, башлык, папаха, срочно все мне ты купи,
На коня я вскоре сяду, шашкой я смогу махать,
Сапоги мне так же нужно, чтоб в поход я смог попасть.
Мы – Казаки – славны парни, родину свою любя,
Жизнь свою отдать готовы, мы за честь и за дитя.
Воспитатель: какую одежду носили казаки?
Дети: Казаки очень любили наряжаться на праздники. Одежда казака
состояла из черкески, шаровар, башлыка, пояса, зимней бурки, папахи или
кубанки, сапогов .
Воспитатель: А теперь посмотрите на
казачку. Видите, какой красивый костюм.
Девушек казачек нет милее на свете,
Хоть спросите у бывалых,
Хоть ищите в интернете.
Кружева, оборки, ленты;
Вышивка и бисер – вот наш арсенал,
Чтоб казак меня увидев,
Про войну не вспоминал.
Воспитатель: какую же одежду носили казачки?
Дети: Казачки носили наряд, состоящий из кофточки и юбки. Кофта была
с длинными рукавами, воротник стойка, присборенная. Юбка была длинная,
многослойная с оборками. Наряд украшали лентами, кружевами, вышивкой, бахромой.
Головным убором служил платок кружевной или расписной. Обувь: чёрные или
красные сапожки с застёжками и на каблучке.
Воспитатель: А сейчас проведём физминутку, а затем
поиграем, а заодно и проверим, как вы запомнили название элементов костюмов
казака и казачки.
Физминутка: (Врассыпную)
Кто шагает дружно в ряд,
Посмотри, посмотри.(Прикладывают поочерёдно руку ко лбу)
Это наш лихой отряд,
Казаки, казаки. (Маршируют)
Кто за казаком идёт,
В поводу в поводу.( руки назад в замок)
То коня казак ведёт
Под узду, под узду (На носочках, руки вперёд)
Скачет резво конь лихой
С казаком, казаком.
Будем мы с моим конём на границе стоять
Нашу землю охранять. (Руки на поясе, наклоны в стороны)
Игра «Наряди казака и казачку» (рисование)
Дети подходят к столам и выполняют рисование: девочки рисуют головной убор
казачек – платок, а мальчики – папаху.
Рефлексия
Игра «Папаху надеваю – на вопросы отвечаю!»
- Как называлось казачье поселение? (Станица)
- Как называется дом, в котором живут казаки? (Курень)
- из чего строили куреня?
- Чем занимались казаки?
- Назовите одежду казака и казачки.
- Какие элементы одежды казаков вы сегодня рисовали?
Молодцы, ребята-казачата, вы на славу
потрудились. Примите в награду угощения – донские пряники.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 08.12.2020
Дата обновления: 08.12.2020
Дата публикации: 08.12.2020