Положение о психологической службе МБДОУ №50

№Р-93 «Об утверждении примерного положения о психолого-педагогическом
консилиуме образовательной организации»;
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17
октября 2013 г. № 1155 (ред. от 08.11.2022) «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
(зарегистрирован Минюстом России 14 ноября 2013 г., регистрационный №
30384)
-Конвенцией ООН о правах ребенка;
-Уставом дошкольного образовательного учреждения.
1.2. Настоящее Положение определяет основу деятельности психологической
службы (педагога-психолога) МБДОУ№ 50 г.Шахты.
1.3. Деятельность психологической службы осуществляет педагог-психолог.
1.4. Назначение на должность педагога-психолога определяется на основании
документов об образовании и стажа профессиональной деятельности,
согласно действующим нормативам в системе образования Российской
Федерации.
1.5. Психологическая служба - один из компонентов целостной системы
образовательной деятельности МБДОУ № 50 г. Шахты, осуществляющая
свою деятельность в тесном контакте с администрацией, педагогами
коллектива
и
родителями
воспитанников,
и
предоставляющая
психологическую помощь воспитанникам МБДОУ№ 50 г. Шахты.
1.6. Психологическая служба (педагог - психолог) имеет подчинение по
административной линии - заведующему МБДОУ № 50 г. Шахты.
1.7. Деятельностьпедагогической
службы
(педагога-психолога)
муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения
ориентирована как на воспитанников, так и на педагогических работников и
родителей детей, их психологическую поддержку и обеспечение их
психического здоровья, а также на охрану здоровья всех участников
образовательного процесса.
2. Основные направления, виды деятельности службы.
Важнейшим условием эффективности работы является правильное
понимание психологом и педагогом существа их профессионального
взаимодействия. Взаимодополняемость позиций психолога и педагога в
подходе к ребенку, тесное сотрудничество на всех стадиях работы следует
рассматривать как необходимое условие плодотворной работы.
К основным направлением деятельности службы (педагога-психолога)
относятся:
2.1 Психологическая профилактика - предупреждение возникновения
явления дезадаптации воспитанников, разработка конкретных рекомендаций
педагогическим работникам, родителям (законным представителям) по
оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития:
• подбор, разработка, апробация и внедрение развивающих программ для
детей разных возрастов с учетом задач каждого возрастного этапа;
• контроль соблюдения психогигиенических условий общения и развития

детей в МБДОУ № 50 г. Шахты, обеспечением гармоничного, психического
развития и формирования личности дошкольников;
• обеспечение условий оптимального перехода детей на следующую
возрастную ступень, предупреждению возможных осложнений в
психическом развитии и становлении личности детей;
• своевременного предупреждения возможных нарушений
психосоматического и психического здоровья детей.
2.1.1. В
русле психопрофилактического
направления
педагогпсихолог осуществляет следующие конкретные мероприятия:
• проводит работу по адаптации детей к детскому саду, дает родителям и
воспитателям рекомендации по оказанию помощи детям в адаптационный
период;
• проводит обследование ребенка по определению уровня интеллектуального
развития с целью выявления детей с отклонениями в развитии и оказания
своевременной коррекционно-развивающей помощи;
• участвуют в приеме детей в группы коррекционной направленности,
определяет психологическую готовность к школьному обучению с целью
раннего выявления возможных отклонений и их коррекции; предлагает
родителям методы занятий с ребенком для ликвидации пробелов в подготовке
к школе; совместно с педагогами намечает программу индивидуальной
работы с детьми с целью их лучшей адаптации к школьному обучению и
обеспечению всестороннего и гармонического развития в процессе
школьного обучения;
• проводит психологическое обследование детей при переходе из одной
возрастной группы в другую, намечая совместно с педагогами, родителями
программу индивидуальной готовности к обучению на новом этапе;
• ведёт работу по предупреждению психологической перегрузки и
невротических срывов у детей, связанных с условиями их жизни, воспитания
и обучения;
• участвует в организации психолого-медико-педагогических консилиумов с
целью психологического анализа поведения и развития детей для наиболее
полного раскрытия индивидуальных особенностей их личности,
склонностей, способностей;
• ведёт работы по созданию благоприятного психологического климата в
МБДОУ № 50 г. Шахты:
• оптимизирует формы общения в педагогическом коллективе (взрослый взрослый, взрослый - ребенок, ребенок - ребенок);
• консультирует педагогов, воспитателей и других работников по широкому
кругу профессиональных и личностных проблем.
• способствует развитию коммуникативных навыков профессиональной
деятельности педагогов, осуществляют мероприятия по предупреждению и
снятию психологической перегрузки членов педагогического коллектива;
2.2.

Психологическое просвещение - формирование у всех участников

педагогического процесса потребности в психологических знаниях, желания
использовать их в интересах собственного развития:
• повышение психологической культуры родителей воспитанников и
педагогов образовательного учреждения;
• формирование потребности в психологических знаниях и их практическому
применению, желания использовать психологические знания в работе с
ребенком или в интересах собственного, личностного и профессионального
роста у педагогов, воспитателей, родителей;
• формирование у субъектов психологической помощи потребности в
самопознании, саморазвитии и самосовершенствовании.
2.3. Создание условий для полноценного личностного развития
воспитанников на каждом возрастном этапе.
2.4. Своевременное предупреждение возможных нарушений в становлении
личности и развитии интеллекта.
2.5. Психологическая диагностика - изучение воспитанников на
протяжении всего периода обучения, определение индивидуальных
особенностей, потенциальных возможностей в процессе обучения и
воспитания, а так же выявления причин механизмов нарушения в обучении,
развитии социальной адаптации.
•
получение
своевременной
информации
об
индивидуальнопсихологических особенностях детей, динамике процесса развития,
необходимой для оказания психологической помощи детям, их родителям,
педагогам;
• выявление возможностей, интересов, способностей и склонностей детей для
обеспечения наиболее полного личностного самоопределения;
• определение причин нарушений в обучении, поведении и развитии
несовершеннолетних.
Психодиагностика проводится педагогом-психологом как индивидуально, так
и с группами воспитанников МБДОУ № 50 г.Шахты.
2.6. Психолого-педагогический консилиум, углубленная
специализированная помощь участникам образовательного процесса, детям,
имеющим проблемы в обучении, развитии и воспитании.
2.7. Психологическая коррекция - активное воздействие на процесс
формирования личности в детском возрасте и сохранении ее
индивидуальности,
осуществляемое на
основе
совместной
деятельности
педагогапсихолога,
логопеда, врача, других специалистов МБДОУ № 50 г. Шахты (разработка
рекомендаций программ коррекции, контроль за ее выполнением).
2.7.1. Развивающая и психокоррекционная работа предусматривает
деятельность педагога-психолога:
• активное взаимодействие психолога с детьми и взрослыми,
обеспечивающему психическое развитие и становление личности детей,
реализацию возрастных и индивидуальных возможностей развития
воспитанников МБДОУ №50 г.Шахты;

• участие в разработке, апробации и внедрении комплексных психологомедико-педагогических развивающих и коррекционных программ;
• коррекции познавательной, эмоционально-волевой сферы, поведения
• реализация комплекса индивидуально-ориентированных мер по
ослаблению, снижению или устранению отклонений в психическом,
нравственном развитии детей.
2.7.2. Развивающая и психокоppекционная работа может проводиться:
• в процессе специальной работы психолога с отдельными детьми;
• в процессе специальной работы психолога с группами детей;
• в русле воспитательных мероприятий;
• в формах, подразумевающих участие родителей и других родственников
ребенка.
2.7.3. Психолого-педагогическая коррекция осуществляется только в тех
случаях, когда отклонения и нарушения не являются следствием
органического поражения центральной нервной системы или психического
заболевания, а также не требуют применения более строгих мер
административно - воспитательного характера, что устанавливается в ходе
дифференциальной диагностики. В случаях, когда выявленные отклонения
имеют преимущественно патопсихологическую, дефектологическую природу
или носят характер открытых правонарушений и тем самым выходят за
границы компетенции психолога, он может быть привлечен специалистами в
соответствующих областях лишь в качестве эксперта или консультанта
2.8. Посредством консультативной деятельности - оказания помощи
родителям (законным представителям) педагогическим работникам
администрации и другим специалистам и сотрудникам МБДОУ №50 г.
Шахты по их запросу, в области развития, воспитания и обучения детей.
2.9. Психологическая поддержка деятельности МБДОУ №50 г. Шахты.
• при подготовке педагогов к аттестации в
проведении экспертизы
коммуникативной компетентности педагогов и специалистов;
• анкетирование родителей, для изучения запросов на
образовательную деятельность;
• изучение личности и профессионального потенциала сотрудников;
• при необходимости кадровой перестановки
(причиной может быть
психонесовместимость);
• разрешение конфликтов;
•оказание помощи
в
построении системы управления данным
коллективом.
2.10. Деятельность психологической службы осуществляется в тесном
контакте с родителями (законными представителями) детей, обучающихся и
воспитывающихся в образовательном учреждении. Проведение любых видов
работы
без
согласия
родителей
(законных
представителей)
несовершеннолетних не допускается.
3. Цели и задачи психологической службы.
3.1. В своей деятельности педагогическая служба исходит из
необходимости реализации как образовательных, так и социальных целей

системы образования.
3.1.1. Образовательная цель – это приобретение воспитанниками
необходимых знаний и навыков для получения профессии, развития карьеры,
достижения успеха в жизни.
3.1.2. Социальная цель – это помощь воспитанникам в определении своих
возможностей, исходя из способностей, склонностей, интересов, состояния
здоровья. Социальная цель состоит также в воспитании стремления к
взаимопомощи, толерантности, милосердия, ответственности и уверенности
в себе, способности к активному социальному взаимодействию без
ущемления прав и свобод другой личности.
3.2. Основные задачи психологической службы образования:
• максимальное содействие полноценному психическому и личностному
развитию каждого ребенка;
• создание эмоционального, психологического комфорта в дошкольном
учреждении;
• изучение особенностей
развития детей в единстве эмоциональной,
волевой и интеллектуальной сфер;
• составление заключений и рекомендаций по обучению, воспитанию,
образованию, детей;
• оказание помощи
детям,
нуждающимся в
специальных
формах организации их деятельности;
• содействие повышению психологической компетентности сотрудников
детского сада, родителей в закономерностях развития ребенка;
• иные меры, необходимые для психолого-педагогического и медикосоциального сопровождения развития личности детей.
4. Права и обязанности педагога-психолога.
4.1. Педагог-психолог обязан:
• в полной
мере осуществлять
деятельность,
регламентируемую
настоящим Положением;
• рассматривать вопросы и принимать решения строго в границах своей
профессиональной компетенции и служебных обязанностей;
• знать новейшие достижения психологической науки в целом и, в том числе,
в практической, возрастной и педагогической психологии; применять
современные научно-обоснованные методы диагностической, развивающей,
социально-психологической, психокорреционной и психопрофилактической
работы; постоянно повышать свою профессиональную квалификацию;
• строго соблюдать профессиональную этику; не распространять сведения,
полученную в результате диагностической и консультативной работы, если
ознакомление с ними может нести ущерб учащемуся или его окружению;
• пропагандировать психологические знания среди педагогов и родителей;
• отчитываться о
ходе и
результатах проводимой
работы
перед администрацией дошкольного учреждения;
• рассматривать запросы и принимать решения строго в пределах своей
профессиональной компетенции;
• в решении всех вопросов исходить из интересов ребёнка;

• работать в
тесном
контакте с
администрацией,
педагогическим коллективом и родителями воспитанников;
• вести и хранить диагностическую документацию.
4.2. Педагог-психолог имеет право:
• выбирать формы и методы работы, выделять приоритетные направления
работы, исходя из общей программы и конкретных условий;
• самостоятельно формулировать конкретные задачи работы с детьми и
взрослыми;
• выходить с предложениями по вопросам оптимизации условий,
необходимых для успешного функционирования психологической службы;
• принимать участие в заседаниях по обсуждению результатов диагностики,
вопросам создания коррекционных и развивающих программ;
• участвовать в разработке новых методов и видов психологической работы, в
оценки эффективности учебно-воспитательных проектов, выступать с
обобщением своего опыта в научных, научно-популярных и методических
изданиях;
• принимать участие в педсоветах, психолого-педагогических консилиумах,
заседаниях и т.д.;
• посещать занятия, мероприятия с целью проведения наблюдений за
поведением и деятельностью детей;
• знакомиться с необходимой для работы педагогической документацией;
• выступать с обобщением опыта своей работы;
• препятствовать проведению диагностической, психокоррекционной и
других видов психологических практик некомпетентными лицами, не
обладающими соответствующей профессиональной подготовкой;
• вести работу по пропаганде психолого-педагогических знаний, путем
лекций, бесед, выступлений, тренингов и др.
5. Ответственность педагога-психолога.
5.1. Педагог-психолог несет персональную ответственность за достоверность
результатов психологического диагностирования, адекватность используемых
диагностических и коррекционных методов, обоснованность рекомендаций.
5.2. Педагог-психолог несет ответственность за грамотное ведение
документации, сохранность документов, отражающих деятельность
психологической службы.
5.3. Педагог-психолог несет ответственность за сохранение протоколов
обследований, документации в соответствии с формами установленного
образца.
5.4. Педагог-психолог несет ответственность за сохранность материальнотехнических средств, вверенных ему для работы психологической службы
детского сада.
6. Документация психологической службы.
6.1. Грамотное ведение документации позволяет педагогу - психологу
структурировать и систематизировать свою работу.
Документация:

•
•


•
•
•
•
•
•

положение о психологической службе;
план работы психологической службы на год;
циклограмма деятельности педагога-психолога;
журнал учета видов работ;
планы и программы проводимых занятий с воспитанниками,
педагогическим коллективом, родителями (по направлениям
деятельности: развивающая, коррекционная, профилактическая);
отчеты о деятельности психологической службы:
аналитико-статистический годовой отчет, месячный отчет (по
стандартизированной форме);
аналитические справки о проделанной работе;
результаты психодиагностики (акты, карты, психологические портреты,
протоколы
обследования,
заключения,
сводные
таблицы,
рекомендации);
план профессионального самосовершенствования.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».